|
Архив публикацийТезисыXXVII-ая конференцияПедагогические воззрения П.Ф. Каптерева об образовательном процессе и развитии творческих способностей обучающихся (к 170-летию со дня рождения)Московский городской педагогический университет, Институт естествознания и спортивных технологий кафедра биологии, экологии и методики обучения биологии г. Москва, 119313, ул. Кравченко, 4, к. 3, кв. 57; моб. тел. +7 926 097 71 36 1 стр. (принято к публикации)Пётр Фёдорович Каптерев (7 (20) июля 1849 г. – 7 сентября 1922 г.) – один из самых выдающихся российских педагогов последней трети XIX – первых десятилетий XX века. По своему мировоззрению П.Ф. Каптерев по праву считался прогрессивно мыслящим человеком, педагогом-демократом. Свобода, наука, культура, просвещение были для него наивысшими, непреходящими и всеобщими ценностями. Он олицетворял собой одновременно педагога-теоретика и педагога-практика. Его труды «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «Современные задачи народного образования в России», «История русской педагогии» неоднократно переиздавались [1]. Содержание этих произведений позволяет охарактеризовать Каптерева как педагога психологической школы. В фокусе всех его педагогических воззрений была человеческая личность. По словам П.Ф. Каптерева, «нельзя на первый план в образовательном процессе выдвигать ни метод, ни учителя… Центр образовательного процесса – образуемый…» [2]. Он указал на две основные характерные черты, которые должны быть обязательно присущи педагогическому процессу: систематическая помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности, сообразно идеалу. Из педагогического учения П.Ф. Каптерева вытекает, что образовательный процесс следует направлять не только на овладение знаниями, но и на усовершенствование личности, на развитие её самостоятельности и способности к саморазвитию, на воспитание нравственно образованных людей. Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева созвучны современным представлением о задачах образовательного процесса по развитию творческих способностей обучающихся. И, более того, их необходимо тщательно и детально изучать для обмысления и применения в школьном образовательном процессе в наши дни.
Литература 1. См., например, издание: Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. – М.: «Педагогика», 1982. – 704 с. 2ю Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. Указ изд. – С. 339. |