English

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Школьный музей как микрофактор этнокультурной социализации учащихся (на примере гимназии №56 г.Ижевска Удмуртской Республики)

Юмина Т.Ф.

МБОУ гимназия №56, Россия, 426034, г.Ижевск, ул.Удмуртская, 230, тел./факс (3412) 43-34-83, E-mail: post@labore.ru

1  стр. (принято к публикации)

Согласно Федеральному закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» система обучения и воспитания в образовательных учреждениях должна ориентироваться на новую педагогическую стратегию, в которой четко определяется этнокультурная направленность образования и социализации личности на основе социокультурных констант современного социума. В гимназии №56 города Ижевска работает образовательная программа «Этнокультурное образование», одной из важнейших задач которой является формирование системы взаимодействия основного и дополнительного образования, образовательных учреждений и общественных организаций как необходимое условие формирования этнотолерантности и успешной этнокультурной социализации.

Под термином «этнокультурная социализация» мы рассматриваем единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, формированием этнокультурной компетенции и открытости к культуре других этнических общностей.

Важным фактором этнокультурной социализации является школьный музей. Современный музей, является не только хранителем материальных и духовных ценностей культуры общества, здесь возможно реальное восприятие и освоение социокультурного опыта и знаний прошлых поколений через знаковые системы, музейные предметы, экспозиционные материалы, «культурные тексты» (книги, рукописи, интерьер, картины и др.). В основе работы школьного музея лежит принцип – музей для детей и руками детей, ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Музейно-краеведческая работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Это развивающая среда, в которой создана атмосфера доверия, безопасности и возможности личностного роста.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций его микросоциума. Накапливается личностный этносоциокультурный опыт как результат познавательной и практической деятельности, выражающийся в синтезе этнокультурных и этносоциокультурных знаний, представлений, понятий, опыта овладения способами этнокультурной деятельности, опыта эмоциональных отношений и этнокультурного творчества в определенной этнической и этнокультурной среде.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533