English

Архив публикаций

Тезисы

XXVIII-ая конференция

Егише Тадевосян. 150 лет со дня рождения

Киракосов А.

Музей-усадьба С.Н. Дурылина

1  стр. (принято к публикации)

В эти тяжелейшие дни для обеих двух республик: Армении и Арцаха, – центральные, лучшие залы Государственного Музея Востока в Москве отданы двум замечательным армянским мастерам: современному, Рубену Апресяну, и классику, Егише Тадевосяну, – случайно ли или такая форма поддержки и сочувствия? Нельзя не сшить единым проходом все залы, сразу отметив себе, что Армянское Искусство – нанизывает Восток и Запад, Север и Юг, напитываясь и кристаллизируя в себе Новое, Своё, солидаризируясь со всем остальным Миром, как универсальное и коммуникабельное! Обе выставки созданы блестяще, продуманы, – с любовью.

О Рубене и его выставке «От фигуратива к абстракции» – уверен – ещё будут сказаны волшебные слова, а я остановлю взор на Юбиляре-Классике, Егише (ему 150!).

Егише Тадевосян (1870, Эчмиадзин, Армения, Российская Империя – 1936, Тбилиси, Грузия, СССР) предстаёт нам очень камерно – из собрания (в основном) Музея-заповедника Василия Дмитриевича Поленова, любимым учеником, сопутником по Библейским местам и Востоку и Европе и сподвижником, близким другом и соратником по проповеди Христа-Бога в искусстве, которым Егише Тадевосян Василию Поленову и являлся, а пришедшая в эти дни печальная весть о кончине Грамолиной, Натальи Николаевны, директора (1990 – 2011), души Музея-заповедника Поленова, наполняет эту выставку ещё дополнительным, мемориальным, содержанием и в её память, как известнейшего российского музеолога, старейшего и опытного куратора выставок.

Тадевосян раскрыт неожиданно и очень верно: в Поленовском ключе, но и как путник, талантливый и самозабвенный стереограф, в окружении художников Александра Головина, Елизаветы Кругликолвой, фотографа и документалиста Леонида Кандаурова.

Компиляция из релиза: „На выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения одного из значительных мастеров изобразительного искусства конца XIX-го века — первой трети ХХ-го века представлено около 50 живописных и графических работ Татевосяна, его великолепные живописные этюды, произведения художников его окружения: Елизаветы Кругликовой, Александра Головина, а также документы и фотографии, выполненные в путешествиях Леонидом Кандауровым и самим Татевосяном, который также увлекался и стереофотографией. Ряд материалов ранее не экспонировался“.

И ещё вот что: помимо ярчайшей, Поленовской («Христос перед Пилатом», 1893, холст на картоне, масло, растворители, кисти, реставрация, оформление, Музей-заповедник В.Д. Поленова) линии в творчестве, передвижнической, фотографической, ощутимо-плотски-реальной, Егише узнаётся нам – как постимпрессионист, дивизионист, последователь французов: Сёра, Синьяка, Кросса («Синее море и жёлтый песок», 1908, холст на картоне, масло, растворители, кисти, реставрация, оформление, Государственный музей Востока), – ну и совсем неожиданно: МирИскуснический шедевр Тадевосяна, прекрасно отреставрированный, рамированный, поданный – из Фонда Марджани «Ночь (Проповедь правоверным)», 1898!



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533