|
Архив публикацийТезисыXIX-ая конференцияМеждисциплинарный подход и трансдисциплинарностьГосударственное образовательное учреждение Лицей №1548, Россия, 119180, г. Москва, Бродников пер. 3, Тел/факс: (499)238-02-07, е-mail: smirnova1548@mail.ru 1 стр. (принято к публикации)Крупные научно-технологические проекты национального масштаба, как правило, междисциплинарны. Обычно они гораздо шире одной предметной области и научной дисциплины. Междисциплинарность крупных проектов связана с необходимостью привлекать и координировать действия представителей разных специальностей – физиков, химиков, инженеров, управленцев, математиков. При этом приходится думать об управленческих, экономических, социальных механизмах, позволяющих воплотить замысел в реальность. И, наконец, надо заглядывать в будущее, стараясь представить последствия сделанного в дальней перспективе. Тут роль прикладной математики очень часто оказывается ключевой – для взаимодействия разных специалистов, для оценки того, что является главным, а чем можно пренебречь, необходим язык. И этим языком является язык математических моделей. Компьютерное же исследование моделей позволяет "заглянуть в ответ" – посмотреть, что получится в том или ином случае. Примерами таких проектов могут стать: Нанотехнологическое сообщество НАНОМЕТР, конференции серии МКО, которые « носят междисциплинарный характер и имеют своей целью консолидацию усилий работников науки и высшей школы, сохранение традиций российской науки и образования, повышение квалификации научных и педагогических кадров в области математического моделирования и информационных технологий, привлечение молодежи в сферу науки и образования». Проектная деятельность учащихся все чаще приобретает междисциплинарный характер. Подтверждением тому являются проекты учащихся нашего Лицея: «Математика и поэзия», «Математика и искусство», «Математика банковских операций». Уже в конце ХХ века в мировой науке началось активное обсуждение этого понятия. «Трансдисциплинарность» можно понимать как равноправие различных научных дисциплин в исследовании окружающего мира, а можно - как характеристику уровня образованности человека, показатель разносторонности, универсальности его знаний. В другом значении, «трансдисциплинарность» можно понимать как системный подход к решению комплексных проблем природы и общества, дающий широкие возможности взаимодействия многих научных дисциплин. Использование трансдисциплинарного подхода приведет к переосмыслению образовательного процесса, и в дальнейшем к его совершенствованию. Литература: 1.Мокий В.С.,Шегай О.Е., Жамборова А.О. Трансдисциплинарная конструкция гармоничного образования. © Институт Трансдисциплинарных Технологий. http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdkonstr.php2. |