English
!

Архив публикаций

Тезисы

XV-ая конференция

Некоторые подходы к моделированию неравновесностей в образовательных процессах российских регионов

Лисьев Г.А.

Россия, 455001, г. Магнитогорск, ул. Первомайская, д. 26, кв. 82, тел. (3519) 23-09-18, E-mail: a_sys@mail.ru

1  стр.

В работе рассматриваются базовые положения и гипотезы для построения комплекса моделей процессов, возникающих при взаимодействии образования и экономического развития России, в частности, региональной экономики.

Комплекс моделей включает в себя: эконометрическое моделирование образования и экономики, как основу для выявления краткосрочных тенденций и кластеров в общей структуре экономического пространства России; имитационные модели с вероятностными и «нечеткими» параметрами. Цель работы – выявить адекватные управляемые параметры и возможные эффекты от принятия решений в области образовательной политики.
Автор определяет современную экономическую ситуация в РФ, как близкую к модели «гравитационного» взаимодействия. Признаки «экономической гравитации»: наличие нескольких регионов, с явно выраженными лидирующими экономическими параметрами (региональный валовой продукт (РВП), уровень жизни населения, инвестиционная активность…); отток капитала и квалифицированных работников из менее развитых регионов в более успешные; связанная с предыдущим пунктом деградация («очистка» пространства). Можно, правда, отметить и центростремительные эффекты, связанные с активным выходом «центрального» капитала в регионы. Но этот выход относится к достаточно развитым территориям, где участие «внешнего» капитала имеет формы в основном торгово-посреднической деятельности. Соответственно, требования к уровню профессионального образования в этих «гравитационных» условиях, могут достаточно сильно деформироваться.

Указанная ситуация в экономики может рассматриваться, как сильно неравновесная, с особым поведением экономических агентов, не свойственном поведению агентов в условно равновесных системах. Соответственно, имитация должна включать, как специфический фактор (рассматривается на этапе построения когнитивных карт), «гравитационный» эффект и возможные контрмеры федерального и региональных правительств.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533