English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Опыт обучения студентов-медиков принципам и методикам экологического мониторинга

Куликова Н.А., Холмогорская О.В., Стаковецкая О.К., Суракова Т.В., Параскун А.А., Штойко М.А., Ратыни А.И.

Россия,153000, Иваново, Б.Воробьевская 26, кв.59

1  стр. (принято к публикации)

Раздел экологии является частью предмета "Биология с экологией", который изучается студентами первого курса медицинских вузов. На лекциях разбираются важнейшие экологические проблемы. Наряду с глобальными задачами, стоящими перед мировым сообществом в целом, существуют и такие, которые могут быть разрешены на уровне данной организации или населенного пункта. Участие молодых людей, будущих медиков, в практических мероприятиях по улучшению экологической обстановки имеет большое познавательное и воспитательное значение.

В прошедшем учебном году в рамках элективного цикла по биологии перед студентами нашего вуза была поставлена задача: под руководством преподавателей провести научное исследование экологического состояния парковой зоны города Иваново. Целью исследования являлась оценка характера и степени антропогенного воздействия на водоем и наземные экосистемы парка, а также разработка практических рекомендаций по улучшению их экологического состояния.

При подготовке к проведению цикла преподавательским коллективом кафедры биологии с экологией на основе проработки большого количества литературных источников были выбраны апробированные методики В.М. Басова и А.С. Боголюбова. На их основе разработаны алгоритм исследования экологического состояния территории парка методом маршрутного учёта антропогенных воздействий, перечень необходимого оборудования и инструкции по технике безопасности при работе в природных и антропогенных экосистемах.

Далее были составлены бланки для характеристики конкретных объектов и антропогенного влияния на местность: водоема, прибрежно-водной флоры и фауны беспозвоночных, наземных экосистем, отдельно бланки для описания состояния почв, бланки маршрутного учёта антропогенных воздействий. 80 участников разделили на группы по 5-10 студентов, каждая из которых в течение двух дней выполняла определенную часть общего плана исследования. В последующие дни в учебных аудиториях студенты обрабатывали полученные данные и оформляли результаты исследования в виде научных докладов с практическими рекомендациями.

Мы считаем, что предложенная форма занятий повышает информированность студентов о проблемах окружающей среды, биоиндикации и необходимости сохранения биоразнообразия, а также способствует приобретению ими практических навыков экологического мониторинга.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533