English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

О методологических подходах к развитию творческого мышления учащихся посредством структур довузовской подготовки на примере преподавания математики в УМЦ КГУ

Кропотова Т.В.

Казанский государственный университет им. В.И.Ульянова-Ленина, Физический ф-т, кафедра теории относительности и гравитации, Россия, 420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, тел.: (843)2315-386, e-mail: Tatyana.Kropotova@ksu.ru

1  стр. (принято к публикации)

Одним из подразделений Казанского государственного университета, занимающимся подготовкой школьников к вступительным испытаниям в вузы, является Учебно-методический центр тестирования и подготовки к ЕГЭ КГУ (далее УМЦ КГУ). По ряду школьных дисциплин, в том числе и по математике, помимо групп базового уровня формируются и так называемые группы «С», направленные на подготовку школьников к решению сложных заданий ЕГЭ. Для получения высокого сертификационного балла за ЕГЭ по математике испытуемому необходимо успешно справиться с решением задач С3-С5 высокого уровня сложности, рассчитанных на школьников с очень хорошей математической подготовкой. По замыслу составителей ЕГЭ, при решении этих заданий школьник должен применить свои знания в совершенно новой, незнакомой до этого ситуации. При этом особо значимую роль играет не столько багаж математических знаний и умений школьника, сколько способность им воспользоваться при решении «нестандартной» задачи. Поэтому при организации подготовки школьников к решению задач части «С» ЕГЭ на первый план, по мнению автора, выступает развитие элементов творческого мышления ученика — гибкости, глубины, самостоятельности и т.д. В докладе освещается опыт работы автора в группах «Математика, С» УМЦ КГУ. Анализ данных входного тестирования слушателей группы «С» показывает, что подавляющее большинство учеников уверенно владеет техникой решения стандартных задач школьного курса, но оказывается совершенно беспомощным при решении несложных «творческих» задач. Кроме того, «шаблонность» мышления проявляется и в неумении «видеть» очевидные рациональные способы решения задач. Основная идея при разработке структуры и определении содержания авторского курса подготовки в группах «С» такова: используя исключительно высокую мотивацию и хорошую техническую подготовку подавляющего числа слушателей, через систематизацию, осмысление, дискурсивный уровень понимания, углубление школьных знаний, знакомство с эффективными способами решения известных классов сложных задач вступительных испытаний, разрешение проблемных ситуаций и моделирование проблемных ситуаций превратить школьника из потребителя типовых алгоритмов в исследователя.

В работе приводится авторская программа курса подготовки, примеры реализации основной идеи автора при изучении темы «Решение неравенств с параметрами», статистические данные о результатах работы по разработанной программе.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533