English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Естественно-языковой процессор в компьютерных обучающих системах

Тазетдинов А.Д., Тазетдинова Д.Р.

198255, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов 17 кв. 10

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время в России и за рубежом ведется большое количество исследований по систематизации, стандартизации и оптимизации технологий построения автоматизированных обучающих систем. Тем не менее, несмотря на большое количество работ в этой области, в образовательной сфере преобладает технократическая парадигма автоматизированного управления, не учитывающая социальный характер такого объекта управления как обучающийся. На наш взгляд решение проблемы построения систем автоматизированного управления для социальной сферы может быть получено за счет использования в этих системах основополагающих кибернетических принципов самоуправления и самоорганизации, а также принципов социальной самоорганизации, обеспечивающих восполнение недостатка информации об объекте управления за счет механизмов самонастройки и соуправления. Такая система, осуществляя автоматизацию и поддержку профессиональной деятельности преподавателя, обеспечивает в естественно-языковой информационно-обучающей среде широкие возможности по взаимодействию с внешней средой, оперативный контроль и соуправление за счет большого количества, в том числе визуализированных, обратных связей. Предполагается, что естественно-языковой процессор позволит решить проблему понятийно-терминологического барьера между преподавателем и обучающимися, являющуюся следствием дефицита времени у преподавателей. Естественно-языковой процессор является средством управления самостоятельной работой обучающихся и повышения эффективности усвоения знаний за счет имитации наиболее эффективного механизма личностно-ориентированного диалогового репетиторского обучения. Так, необходимость самостоятельно формулировать в произвольной форме ответы на поставленные вопросы резко повышает степень проработки учебного материала. Сообщения системы, как реакции на свободно конструируемые ответы, позволяют предъявить обучающемуся в режиме диалогового взаимодействия недостающие знания, которые воспринимаются им много эффективнее, чем полученные в режиме монолога. Преамбулы, предшествующие вопросам, дают возможность повторно предъявлять обучающимся отдельные части учебного материала, которые они вынуждены усваивать, чтобы правильно понять смысл задаваемых вопросов.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533