English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Метод фантограмм Г.С. Альтшуллера как инструмент групповой исследовательской деятельности инновационных образовательных курсов

Пикуленко М.М., Бочарникова Н.Н.1, Пикуленко Е.А.2

Экоцентр МГУ имени М.В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы 1/12, Тел.: (495)9328982; e-mail: pikulenkomarina@mail.ru

11РУДН имени Патриса Лумумбы, каф. Экономики предприятия и предпринимательства, 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая д.6; e-mail: natalib1959@mail.ru

22РЭА им. Г.В. Плеханова, Финансовый факультет, 117997, г. Москва, Стремянный пер.д.36

1  стр. (принято к публикации)

Одним из факторов, способствующих экономической стабильности и экономической безопасности РФ, является высокий уровень образованности населения, что невозможно без качественного обучения и подготовки разносторонне мыслящих специалистов. Поэтому задачей преподавателя является повышение качества передачи студентам профессиональных знаний, формирования и развития у них творческих способностей.

Вопросами обоснования процесса творчества занимались мыслители древности и современности, одним из которых является наш соотечественник Г.С. Альтшуллер, работы которого получили признание сначала за рубежом и только затем на родине. Г.С. Альтшуллер акцентирует внимание на том, что главным признаком творчества является новизна, новизна постановки задач и новизна их решения. Такая постановка вопроса созвучна современным тенденциям.

В настоящее время все больше и больше финансовых средств вкладывается в инновации – конечный продукт творческой деятельности. Основным двигателем инновационных процессов в условиях рынка является получение конкурентного преимущества. Перед многими предприятиями стоит дилемма: инновации или ликвидация. А в обществе утверждается новая ценность – «успешность человека». Поэтому работы Г.С. Альтшуллера по ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) востребованы в новых рыночных условиях и находят применение практически во всех сферах деятельности как предприятия, таки и отдельного работника. Одним из «скульпторов» «успешного человека» является преподаватель, на которого возложена огромная миссия – быть проводником новых идей.

С помощью методов интенсификации творческого процесса, одним из которых является метод фантограмм, достигается разрешение противоречий во всех сферах деятельности человека (фантограмма – это матрица, вертикальной осью которой служат универсальные или типичные показатели, характеризующие любую систему, а горизонтальной осью служат приемы изменения этих показателей). Результатами работы с данной матрицей является, прежде всего, разрешение конфликта между производственной деятельностью человека и природой, что рассматривается в курсе «Экология и рациональное природопользование», между ограниченными ресурсами и неограниченными потребностями в курсе «Инновационная деятельность предприятия».

Возможности методики огромны. Поиск и устранение самого противоречия, а не конфликтующих частей – вот подход, который еще требует осмысления, но за которым большое будущее.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533