English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Ситуативная направленность и дифференцированный разноуровневый подход к обучению иностранными языками, как коммуникативная парадигма педагогики 21 века

Попель Л.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 5", Россия, 141092, г. Юбилейный, ул. Соколова, д. 3, Тел.: (495) 515-25-80 E-mail: spopel@list.ru

1  стр. (принято к публикации)

Среди многих проблем, выдвинутых реформой образования, есть такие, которые требуют от учителей нового подхода к их решению. К ним относятся, прежде всего, проблемы, связанные с повышением эффективности обучения, с совершенствованием учебного процесса и с тем, что мы подразумеваем под понятием «новая педагогика» или «педагогика XXI века». Одним из действенных приёмов обучения школьников иностранному языку, способствующим достижению поставленных задач, считается дифференцированный подход к ученикам. На современном этапе «реформы» этого явно недостаточно. Дифференцированный метод эффективен только в сочетании с разноуровневой подачей материала и особенно важен при планировании домашнего задания. Допустим, ребята должны подготовить пересказ прочитанного текста. Ученики начального уровня получают задание кратко передать его содержание, используя самостоятельно составленный план – пересказ. Представителям среднего уровня предлагается составить устный рассказ и охарактеризовать героев, определить основную идею текста, выразить своё отношение к прочитанному. Ученики высокого уровня составляют пересказ, проводя логические параллели между основной идеей автора данного текста и другими его рассказами или литературными произведениями других авторов, рассматривающих подобные проблемы. Другим важным средством продуктивного обучения иностранным языкам является его ситуативная направленность, как парадигма коммуникативности. Этот принцип недостаточно воплощается в действующих УМК (Учебно-методических комплексах). Поэтому создание интересных, эффективных учебно-речевых ситуаций – это в основном творческий поиск и одновременно одна из задач педагога «новой школы».

Понятием «ситуативный подход к преподаванию иностранного языка» «объединяются все упражнения, моделирующие факторы реального общения и создающие коммуникативную мотивацию речевого поведения учащихся» [3]. Но особое внимание, по нашему мнению, необходимо уделить взаимосвязи таких понятий, как речевая направленность, коммуникативность, функциональность и ситуативность. Все эти понятия носят интегрированный характер, так как речевое общение является предметом разных наук: лингвистики и психолингвистики, психологии, философии, филологии и ряда других гуманитарных наук.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в любой проводимой со школьниками работе следует придерживаться хорошо продуманной системы, основанной на современных достижениях педагогики. Только тогда можно добиться стабильных результатов в обучении.

Литература

1. Демкова Н. И. «Иностранные языки в школе» №2/87 стр. 49 – 52.

2. Леонтив Л.Н. Общее понятие о действительности. Основные теории речевой деятельности – М. 1974.

3. Миньер – Белоручев Р.К., Чернова Г.М.«Иностранные языки в школе» №2/87.

4. Young William L. Teach Yourself English – New York, 1968 – P.88.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533