English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Особенности подготовки специалистов в области нанотехнологии в России

Комкина Т.А.

117420, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 43, корп. 2, кв. 315

1  стр. (принято к публикации)

Подготовка специалистов в области нанотехнологии является основой для долгосрочного развития приоритетных НИОКР в России. С целью формирования в стране системы подготовки кадров в области наноиндустрии следует решить ряд задач: разработать профессиональные стандарты в сфере нанотехнологии (в настоящий момент профессиональные стандарты утверждены не по всем направлениям); разработать программы повышения квалификации и переподготовки кадров по направлению "Нанотехнологии"; ввести преподавание основ нанотехнологий в школьных программах с целью обновления содержания естественно-научного образования в школах с ориентацией на подготовку кадров для современной наноиндустрии; оснащение вузов оборудованием для подготовки специалистов в области нанотехнологий; интеграция науки и образования, подготовка кадров для наноиндустрии на базе научных центров.

Анализируя стоимость обучения в области нанотехнологий, следует отметить высокие коэффициенты соотношения стоимости обучения в этой сфере и средней заработной платы в России по сравнению с этим показателем в наиболее развитых странах. Соотношение стоимости обучения по данному направлению и средней заработной платы достигает 1,07 и 1,02 при обучении в МГУ им. М.В. Ломоносова и Кабардино-Балкарском Государственном Университете (КБГУ) соответственно. Для других вузов России этот показатель составляет 0,44 (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана), 0,26 (Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова). Одновременно с этим конкурс при поступлении в ведущие вузы страны по наноспециальностям высокий, не ниже 5 человек на бюджетное место. Следует отметить, что в ряде зарубежных стран плата за обучение в сфере нанотехнологий существенно ниже или отсутствует, если абитуриент является гражданином данной страны, а для стран ЕС - гражданином страны Евросоюза. Например, рассматриваемый показатель для граждан США составляет 0,18 (для остальных абитуриентов - 0,47), Японии - 0,16, Германии - 0,04 – 0,09, Франции - 0,24 и т.д.

Так, если стоимость обучения в вузах не снизится, то в условиях банковского кризиса обучение на коммерческой основе по направлению «Нанотехнологии» будет недоступно для большинства абитуриентов, при этом число бюджетных мест ограничено. В настоящее время возникают сложности и с получением кредитов на обучение, что также скажется на количестве обучающихся по данному направлению.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533