English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Синергетический подход в формировании компетентного специалиста

Солодова Е.А., Копытова Н.В.

Военная академия РВСН им. Петра Великого, Россия, 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д.9/5, Тел.: (495)338-32-23, E-mail:esolodova@rambler.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время в высшем образовании России осуществляется переход к новым образовательным стандартам, направленным на формирование компетентного специалиста. Современный этап развития человечества связан с формированием информационной эпохи, основным продуктом которой является информация. Изменились реалии общества: на смену стабильной кадровой политике и постоянному характеру работы при фиксированных рабочих местах и надёжности этих мест пришла рыночная экономика с возможностью перехода с одного рабочего места на другое со сменой вида деятельности. Появляется возможность небольших флуктуаций деятельности и понимание нелинейного характера развития профессиональной карьеры человека в современных условиях. Изменился и тип мышления современного человека – это постнеклассический синергетический тип мышления, оперирующий понятиями «самоорганизация», «незавершённость», «нелинейность», «флуктуации», «эмерджентность», «параметр порядка».

Действительно, наиболее важными общекультурными и профессиональными компетентностями, сформированность которых предполагается у выпускника вуза в соответствии с новым ФГОС ВПО, являются компетентность саморазвития, информационная и коммуникативная компетентности.

Компетентность саморазвития напрямую связана с основной идеей синергетического подхода, идеей саморазвития. Поэтому только знание основных законов синергетики, обнаруживающих необходимые и достаточные условия самоорганизации, обеспечит формирование компетентности саморазвития. Коммуникативная компетентность предполагает способность действовать в команде с целью приобретения этой командой (и каждым из её участников) новых свойств, качеств. Но такой результат является проявлением свойства эмерджентности, свойства целостности, присущего синергетическим системам. Информационная компетентность направлена на формирование у обучающегося способности отобрать необходимую информацию из огромного потока ненужной, «шумовой» информации. Но эта способность есть способность выделить «параметр порядка», являющийся основной ключевой категорией синергетики.

Таким образом, требования нового ФГОС ВПО могут быть реализованы лишь при том условии, что педагоги и студенты нового поколения, приступающие к обучению по новому стандарту, будут знать и применять на практике синергетический подход. Доказательством данного тезиса является цитата из нового ФГОС ВПО (направление подготовки 010300 «фундаментальная информатика и информационные технологии»), где в разделе «Перечень профессиональных задач, к решению которых должен быть готов магистр» записано: «применять синергетический подход при решении научно-технических задач».



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533