English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Обучение студентов технических специальностей научной речи с применением средств наглядности

Воробьева И.В.

125412, Москва, ул. Ангарская, д.23, кор.1, кв.63

1  стр. (принято к публикации)

Для обучения российских студентов технических специальностей владению научным стилем русской речи был создан комплекс учебных пособий, на наш взгляд, позволяющий учащимся освоить азы данного функционального стиля в условиях недостатка аудиторных часов. Данный учебный комплекс содержит учебный материал, представляющий собой продолжение программы дисциплины «Русский язык и культура речи», изучаемой на младших курсах, и носит практическую направленность.

Учебный комплекс состоит из двух пособий. В пособии «Научная речь» освещаются вопросы становления, особенностей и функционирования научного стиля русской речи, изложены его теоретические основы и представлены упражнения, формирующие практические навыки владения актуальными для студентов жанрами. Особое внимание уделяется реферату (учебному реферату). Представлены также рекомендации по подготовке и оформлению устной научной речи. Структура учебного пособия включает три раздела: «Научный стиль речи и его основные особенности», «Письменная научная речь», «Устная научная речь». Имеются также контрольные тесты и приложение, содержащее языковые средства для написания отрабатываемых вторичных жанров. В пособие вошел базовый учебный материал, представленный в Федеральной программе, который в первую очередь подлежит тестовому контролю, поэтому большая часть тренировочных упражнений представлена во втором пособии «Научная речь: материалы для самостоятельной работы».

Целью этого второго пособия является обучение студентов извлечению из научных текстов нужной информации и правильной организации собственных письменных и устных высказываний в рамках учебно-научного подстиля. Пособие состоит из четырех разделов: Основной задачей раздела «Компрессия научного текста» является развитие навыков выделения в тексте основной информации путем его сокращения. «Логическое построение научного произведения. Типовые тексты» поможет студентам лучше ориентироваться в структуре научного произведения. Учебный материал раздела «Репродукция связного текста» адресован в первую очередь студентам, для которых русский язык не является родным, и направлен на отработку построения связного учебно-научного текста, в том числе с помощью опорно-продуцирующей наглядности (учебный рисунок). Раздел «Реферирование и аннотирование научного произведения» содержит оригинальные научные тексты, опубликованные в научных журналах и сборниках. Задания к ним направлены на формирование навыков и умений составления планов, вычленения основной информации абзаца или группы абзацев и письменного оформления справочной аннотации, информативного и индикативного рефератов как монографических, так и обзорных. По своей тематике тексты представляют интерес для данного контингента учащихся, т.к. посвящены теме строительства и проблемам экологии.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533