English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Какие они - студенты? Попытка компетентностного портрета

Борисова Е.В.

Тверь, 170005, Аф.Никитина, наб.,22, elenborisov@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

В рамках реализации компетентностного подхода в системе ВПО развитие компетенций является целью образовательных программ. Компетенции формируются в рамках различных единиц программы и оцениваются на разных этапах обучения. Однако термин «компетенция», хотя и определен в ГОС третьего поколения, неоднозначно трактуется и педагогической общественностью, и работодателями, и учебно-методическими органами. На наш взгляд, глубинный смысл этого понятия в достаточной степени отражает высказывание Дэвида К. Макклелланда, что компетенция (competence) необходима для объяснения парадоксальной и весьма распространенной ситуации, в «которой высокие оценки по изученным учебным дисциплинам не прогнозировали ни успех выпускников учебных заведений в жизни, ни эффективное выполнение ими профессиональной деятельности».

В ТГТУ в течении ряда лет проводятся исследования компетентностной структуры студентов, которые базируются на идее Э.Ф. Зеера о направленности профессионально-ориентированной структуры личности. При таком подходе очевидно, что для полноценной оценки компетентности требуется учитывать и оценивать все составляющие этого понятия: личные качества, знания, умения, навыки. А также определить механизмы, объединяющие эти измерения в единую оценку компетентности.

В статье приводится опыт построения компетентностного портрета студента — профиль ключевых компетенций на основе измерений индивидуальных показателей, включающих объективную диагностику локус контроля, результаты интроспекции уровня притязаний, взвешенные экзаменационные оценки. Предлагается технология декомпозиции традиционных экзаменационных оценок на уровни ключевых компетенций и построения индивидуальных индексов. В качестве примера рассмотрены два компетентностных портрета студентов ТГТУ, построены личные профили компетенций и дана их интерпритация в терминах семантической шкалы.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533