English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Обучающая программа в Интернете для формирования навыков грамматического анализа русской речи

Кедрова Г.Е., Потемкин С.Б.

МГУ им. М.В.Ломоносова, РФ, 119991, Москва, ГСП-1, Ленинские горы, 1-й гумантираный корпус к. 938 т. 9391478,

1  стр. (принято к публикации)

Уровень грамотности современных школьников и студентов, поступающих на филологический факультет МГУ, достаточно высок, что подтверждается представленными оценками по ЕГЭ, а также результатами вступительного экзамена (сочинение). Однако опыт преподавания свидетельствует о том, что не всегда знания в области русского синтаксиса, полученные в средней школе, а также на первых курсах ВУЗа, имеют структурированную форму, что проявляется при практической синтаксической разметке распространенных предложений, содержащих подчинение, прямую речь, однородные комплексы и причастные обороты.

С целью формирования осознанного системного подхода к анализу грамматической структуры предложения на русском языке, тренинга и последующей проверки приобретенного навыка синтаксической разметки текста, а также навыков более широкого использования ИКТ в гуманитарной сфере авторами разработана специальная интерактивная компьютерная программа-тренажер, функционирующая в среде Интернет. Эта программа позволяет каждому ее пользователю формировать (или корректировать) свою систему знаний о закономерностях грамматического анализа русской речи и привить учащимся устойчивые навыки по правильному грамматическому разбору. Информационная основа комплекса представлена в виде базы данных, содержащей результаты автоматической (машинной) синтаксической разметки предложений из произведений русской классики (короткие рассказы А.П.Чехова). Качество предварительно получаемой автоматической компьютерной разметки составляет около 75% – т.е. 75% связей внутри предложения установлены правильно, остальные связи – ложные. Работая с программой в дистанционном режиме, пользователь может в каждом предъявленном речевом фрагменте (предложении) устранить ложные с его точки зрения грамматические связи и сохранить связи правильные. Для наглядности автоматическая разметка грамматической структуры предложения представлена в графической форме – в виде дерева зависимостей, где каждое слово предложения связано дугой с его хозяином. Исключение пользователем какой-либо связи немедленно отражается и на графе – соответствующая дуга пропадает. Кроме тестирования знаний учащихся и их (само)обучения результаты работы могут быть использованы и для совершенствования самого автоматического парсера, т.к. легко инкорпорируются в алгоритм синтаксического анализа.

Тестированию на тренажерном комплексе подвергались студенты разных курсов и различных специализаций, что позволяет выявить наиболее типичные лакуны в методике преподавания и оценить уровень исходной подготовки в корреляции с уровнем преподавания, выработать рекомендации по совершенствованию методик преподавания русского языка как в средней школе, так и в вузе, повысить качество учебно-методической литературы по русскому языку.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533