English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVIII-ая конференция

Системный подход к обучению иностранных студентов в российских вузах

Постовалова Г.А., Анопочкина Р.Х.1, Постовалов С.С.2

Россия, Москва, Ленинградский пр., дом 49, тел. 89265645981, e-mail: gapost@hotbox.ru

1Россия, Москва, ул. Радио, 4, тел. 89165960851, e-mail: a.roza@mail.ru

2Россия, Москва, ул. Радио, 4, тел. 89265645980, e-mail: dr.postovalov@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время в Российских вузах обучаются более ста тысяч иностранных студентов из более чем 150 стран мира. Накопленный Россией опыт обучения студентов разных национальностей имеет многовековую историю, которая берет свое начало с момента создания в XVII веке Славяно-греко-латинской академии, - первого российского высшего учебного заведения. В Советском союзе получили высшее образование более 600 тысяч иностранных студентов, многие из которых в настоящее время входят в политическую и бизнес элиту своих стран.

Одобренная Российским Президентом концепция по подготовке национальных кадров и специалистов для зарубежных стран в российских вузах дает возможность более активного выхода России на международный рынок образовательных услуг. Этот процесс важен как с политической, так и с экономической точек зрения. Как показывает опыт Британского Совета, организации наиболее активно и плодотворно действующей на международном рынке образовательных услуг, только студенты, изучающие английский язык, приносят ежегодно в казну Великобритании доход около 1 миллиарда фунтов стерлингов. Для российских вузов привлечение большего числа иностранных студентов позволит увеличить внебюджетные источники финансирования, сохранить профессорско-преподавательский состав, развернуть научно-исследовательскую работу в вузах.

В Российском Новом университете (РОСНОУ) работа по обучению иностранных студентов ведется более десяти лет. Первый год студенты обучаются на подготовительном факультете, изучают русский язык как иностранный и другие предметы в зависимости от выбранного ими дальнейшего профиля обучения. Особое внимание уделяется организации процесса адаптации (социальной, психологической, физиологической, языковой, культурной, академической, правовой) студентов к новым для них условиям жизни и обучения. Составление социально-психологического портрета каждого студента позволяет выявить индивидуальные адаптационные возможности и составить индивидуальную траекторию адаптационного процесса.

Педагогическая система многоаспектной адаптации, опирающейся на закономерности приспособления личности иностранного студента к русскоязычной образовательной среде, позволяет более эффективно организовать учебно-познавательный процесс.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533