English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Творческая cамостоятельность школьника в учебно-познавательной деятельности как необходимый атрибут развития исследовательской позиции (на примере изучения математики)

Аммосова Н.В., Коваленко Б.Б.

Россия, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, к. 216

1  стр. (принято к публикации)

Одним из основных аспектов проблемы развития исследовательской позиции у учащегося является определение роли его творческой самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

В работе выделены характеристики самостоятельной работы учащихся, способствующей развитию их исследовательской позиции, т. е. позиции, на основе которой человек испытывает потребность попадать в ситуации неопределенности, находить их; а после нахождения ситуации, требующей осуществления исследовательской деятельности, – последовательно проходить основные этапы исследования.

Самостоятельность – обязательное условие развития личности, приводящее к овладению учащимся глубокими, прочными, систематизированными знаниями, развитию мыслительных операций и способов познавательной деятельности. Возникает необходимость выявления такой совокупности самостоятельных работ, направленной на формирование творческой деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, которая бы положительно воздействовала как на усвоение учеником знаний, так и на развитие интеллектуальных умений, их творческой активности и способствовала формированию исследовательской деятельности школьников.

Самостоятельная познавательная работа творческого характера характеризуется тем, что учащийся, опираясь на имеющиеся знания, теоретический и практический опыт, на интуицию и воображение, в результате активных действий, создает для себя что-то новое, реализует собственный замысел, в результате чего ставятся и решаются задачи, выделяются новые нестандартные методы их решения. Учащийся сам при решении задачи должен найти способ (или несколько способов) решения, уметь применить знания в новых, нестандартных ситуациях; при этом он освобождается от готовых образцов, шаблонов, сложившихся установок, учебная деятельность приобретает гибкий поисковый и проблемный характер.

При построении совокупности самостоятельных работ направленной на формирование творческой деятельности школьников рассмотрены различные виды: расчетные и аттестационные проекты, конструктивные задачи, задания на составление задач и конструирование вопросов, иллюстративно-практические работы, логические задачи, а также активные формы работы с источниками знаний.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533