English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Математические оценки итогов применения различных стратегий обучения в общеобразовательной школе

Гончар Д.Р., Юрезанская Ю.С.

119333, Россия, Москва, ул. Вавилова, д.40

1  стр. (принято к публикации)


Известно выражение К. Гаусса «В каждой науке столько истины, сколько математики», однако по ряду причин научное моделирование целого ряда важнейших сторон жизни общеобразовательной школы в СССР попросту не проводилось. Министерство народного просвещения (позже образования), само оценивало собственную деятельность, определяло временные, пространственные и иные границы ответственности школы за свою деятельность, зачастую предельно суживая их до времени непосредственного пребывания учащихся в школе и до школьных оценок. Даже чуть более отдалённые последствия особенностей воспитания и обучения в школе для здоровья учащихся, их квалификации, готовности и желания к труду и т.д. после выпуска из школы мало принимались во внимание, поскольку на деле школа не несла и не несёт за них никакую правовую ответственность.


Поскольку авторам пришлось начинать почти что «с чистого листа», это привело к некоторой упрощённости и предварительному характеру изложенных ниже оценок и моделей, главное назначение которых – обосновать необходимость дальнейших более подробных и глубоких исследований. В качестве первой задачи для моделирования мы выбрали сравнение стратегий обучения в школе, различающихся учётом (либо неучётом) существенного разнообразия природных способностей учащихся.


Постановка задачи. Даны два учебных предмета, существенно различающихся по требованиям к составу природных способностей учащихся (условно назовём эти предметы «физика» и «лирика»). Примем, что каждый предмет на 100% требует применения соответствующих природных способностей: физика – 100% по физике, лирика – по лирике. Учебная программа задаёт план освоения по физике и по лирике за некий учебный период в неких учебных единицах. Если учебный план выполнен, то дальнейшее обучение по данному предмету не производится (учебник кончился).


Для каждого из N учащихся известна величина pupil_energy – общий запас жизненной энергии, доступной для обучения; состав природных способностей ученика задан значением постоянных множителей, показывающих качество затрат жизненной энергии на освоение учебной единицы, соответственно либо по физике – pupil_phys_ability, либо по лирике – pupil_lir_ability. Требуется определить величину суммарного учебного вклада всех учащихся (т.е. общее количество освоенных всеми учебных единиц) при применении следующих стратегий обучения: уавнительной (по Ф.Гербарту, Т.Лысенко, Л.Выготскому и др.) и природосообразной (Я. Коменский, Дж. Локк, А. Дистервег, К. Ушинский, А. Макаренко и др.).



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533