English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXI-ая конференция

Проблема формирования инновационной образовательной среды военного вуза

Солодова Е.А., Ефимов П.П.

esolodova@rambler.ru, akmeolog@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Будем понимать под образовательной средой вуза продукт отношений субъектов образовательного пространства. При этом под понятием «образовательное пространство» будем понимать динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Тогда продуктами отношений субъектов образовательного пространства являются все дидактические компоненты процесса образования – его содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, а также механизмы управления отношениями субъектов образовательного процесса.

В настоящее время система военного образования переживает точку бифуркации, связанную не только с общесистемными изменениями в высшем профессиональном образовании страны, но и с реформами, происходящими в Министерстве Обороны. Общесистемные изменения мирового масштаба связаны с гиперболическим ростом информации, повлекшим трансформацию всей образовательной парадигмы к идее «научить учиться». Российские реалии связаны с переходом на ФГОС ВПО – 3, на компетентностный подход и субъект-субъектные отношения в образовании. Изменения, касающиеся системы военного образования, продиктованы процессом интеграции, слияния ряда военных вузов, началом нового набора курсантов в военные вузы, формированием научных рот и целым рядом иных инноваций.

Все эти инновации в организации системы образования не могут не отразиться на изменении образовательной среды военного вуза. Речь идёт, в первую очередь, об изменении содержания образования, которое формально должно проявиться в появлении авторских образовательных программ педагогов военных вузов, а также в появлении индивидуальных образовательных траекторий для курсантов и слушателей этих вузов.

В контексте инновационных технологий первоочередная задача заключается в создании технологий, помогающих педагогу «научить учиться». Сегодня общего подхода к созданию таких технологий не выработано. Первым действенным шагом на пути к таким технологиям является трансдисциплинарная технология обучения. Вторая технологическая проблема заключается в создании субъект-субъектных технологий, не свойственных традиционному военному образованию. Это интерактивные технологии, тьюторские технологии, технологии сотрудничества.

Возникают также задачи формирования инновационных методов обучения и воспитания курсантов. Отдельная задача – создание инновационного механизма управления образовательной средой вуза, сложность которой существенно возросла в связи с новыми отношениями, складывающимися в этой среде.

Таким образом, в настоящее время возникает задача формирования инновационной образовательной среды военного вуза, вызванная объективными процессами, происходящими в системе военного образования.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533