English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Урок литературы в 5 классе: изучение биографии писателя с использованием технологии развития критического мышления

Руднева Н.А.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5», Россия, 141092, г. Юбилейный, ул. Соколова, д. 3, тел. (495)515-25-80, E – mail: school5yub@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

В 5 классе ученики знакомятся с биографией датского писателя Г.Х. Андерсена на уроке литературы с использованием ТРКМ. Ученики узнают правила урока: необходимо внимательно выслушивать мнения одноклассников, не оспаривая их; принимаются самые фантастические версии; свою точку зрения нужно обосновать. Работа проходит в командах, которые формируются учащимися самостоятельно. Первая фаза урока – вызов - строится на использовании приёма «мозговая атака». Вниманию учащихся предлагается портрет писателя (ученики не знают тему урока), пятиклассники должны по деталям портрета предположить, в какой стране, в какое время жил этот человек, какова его профессия. Выслушиваются и версии учащихся о том, кто именно изображён на слайде, хотя задача непременно узнать его не ставится: здесь важно развивать внимание учеников к внешним деталям портрета. Следующий этап урока – представление учителем писателя и составление кластера, в котором ученики, узнав имя сказочника, аккумулируют разрозненные знания о нём. Задание: составить рассказ по словам, имеющим отношение к биографии Андерсена, формирует умения учеников составлять связный текст на заданную тему. Далее каждой команде предлагаются утверждения (некоторые из них неверны). Учащиеся обсуждают утверждения, мотивируя свою точку зрения, опираясь на информацию, полученную в процессе урока.

Вторая фаза урока – осмысление - становится временем открытий для учеников.

Сделать процесс чтения индивидуальным помогает приём «инсерт». Во время ознакомления с текстом учащиеся делают на полях пометки: «v» - знаю, «+» - новое, «-» -думал иначе, «?» - есть вопросы. Такая работа активизирует деятельность учащихся, они сами, формулируя вопросы, ставят перед собой задачи, которые им предстоит решить. Эта работа позволяет формировать навыки развития речи, умения сортировать информацию, умения задавать вопросы. В рефлексиях ученики анализируют этапы урока, свою активность, дают положительную оценку получения информации о писателе с помощью технологии РКМ.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533