English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXII-ая конференция

Научно-методологический и биоэтический анализ программы «исследования анабиоза человека» в научно-фантастическом романе академика Н.М. Амосова «Записки из будущего»

Егоренков А.И.

Национальный медицинский университет им. А.А. Богомольца, буль. Шевченко - 13, Киев, Украина.

1  стр. (принято к публикации)

Роман «Записки из будущего» написан и издан известным врачом-кардиохирургом Николаем Михайловичем Амосовым в середине 60-х годов XX века. В первой части романа главной коллизией для героя (ученого-физиолога, узнавшего о своем смертельном заболевании) становиться его внутренняя психологическая борьба между осознанием своей близкой и мучительной смерти от неизлечимого на тот момент заболевания ( лейкоз) и его же интересом как ученого к возможному эксперименту в виде длительного погружения в анабиоз с целью возможного «отложенного лечения». В предлагаемом исследовании мы провели совместный экспертный (специалисты-медики и студенты-медики) системный анализ всех аспектов (технических, методологических, этических) такого гипотетического биомедицинского и медико-психологического эксперимента с анабиозом с точки зрения современных научных и биоэтических представлений. Для такого анализа для наших участников – экспертов был поставлен ряд вопросов: Сохранится ли после такого криоанабиоза самоидентификация личности ? Будет ли возможным восстановление биологических тканей после негативного воздействия на них разных физико-химических факторов, характерных для разных этапов (замораживание, витрификации головного мозга, сохранение тела с помощью криопротекторов, размораживание) криоанабиоза ? Как повлияет на общество такое «воскресение» множества людей, погруженных в анабиоз в предыдущие исторические эпохи ? Какие основные современные критерии для целесообразности риска для человека при проведении такого рода биомедицинских исследований ? В рамках нашего исследования мы провели также сравнительную оценку мнения самого героя произведения, с одной стороны, и мнений современных экспертов, с другой стороны, по поводу отношения к такого рода «отложенному лечению» неизлечимого на данный момент развития науки заболевания. Наш вывод: указанное литературное произведение Н.М. Амосова может стать объектом учебного системного анализа для целей высшего медицинского образования. В нашей работе мы предлагаем методику такого факультативного системного анализа, включающего и социально-этические и научно-методологические коллизии.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533