English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

О тревожных тенденциях в состоянии современного математического образования

Маевский Е.В., Постовалова Г.А., Ягодовский П.В.

Россия, Москва, Щербаковская ул, 49, Тел. 8-(926)-564-59-81 emaevskiy@mail.ru, gapostovalova@yandex.ru, korczak@list.ru

1  стр. (принято к публикации)

Начиная с 2012 года каждый год в сентябре в Финансовом университете проводится тестирование всех без исключения студентов нового набора с целью определения реального уровня владения базовыми компетенциями школьной математики и выработки соответствующих методических подходов к преподаванию математики в университете. Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания год от года не меняются, что дает возможность сопоставить результаты тестирования и уровень математической подготовки студентов-первокурсников разных лет. Анализ выполнения теста по самым разным параметрам свидетельствует о том, что год от года происходит неуклонное снижение результатов. Так, если в 2012 году в среднем тест был выполнен на 38,1%, то в 2013 году --- на 36,3%, в 2014 году --- на 35,9%, а в 2015 году --- на 35%. При этом выросла доля студентов, не выполнивших в тесте ни одной задачи даже частично: данный показатель по рассматриваемым годам составляет соответственно 7,9%, 9,9%, 10,5% и 10,6%. И такая тенденция прослеживается по всем сравниваемым параметрам.

Такие результаты удивительно согласуются с провальным выступлением нашей сборной команды по математике на 56-ой Международной математической олимпиаде, проходившей в 2015 году в Таиланде. Впервые за более чем полвека участия в Международных математических олимпиадах наши участники не получили ни одной золотой медали. Несколько десятилетий наша команда была лидером ММО. А далее результаты выглядят следующим образом: ММО 2007 года наша команда выиграла, в 2008-2010 годах у нас вторые и третьи места, в 2011-2014 мы на четвертом месте. И вот в 2015 году наша команда на 21-ом месте в командном зачете. Крутое пике! Связь между результатами на ММО и сегодняшним состоянием школьного математического образования, к которому привели все непродуманные реформы последнего десятилетия, очевидна. Реальное изучение предмета по проверенной отработанной методике заменено натаскиванием на выполнение заданий ЕГЭ.

Чиновники от образования бодро рапортуют:” Результаты ЕГЭ по математике 2015 года профильного уровня обнадёживают специалистов – средний показатель вырос на 3 балла”. Но в прошлом году сдавали все и обязательно! А в этом году – наиболее подготовленные и по желанию, всего 62% выпускников. Так что “повышение” результатов еще нужно проанализировать и осмыслить.

Школьный учитель старших классов находится под тяжелым прессом: его работа оценивается в значительной мере по результатам ЕГЭ. На него сваливается поток всевозможных «тренировочных» и «диагностических» работ в формате ЕГЭ, словно специально созданных для того, чтобы он не отвлекался на прохождение школьной программы. И что самое удручающее – появилась категория учителей, которые поняли, что гораздо проще готовить к ЕГЭ, чем обучать математике. Так что ожидать, что в этом году в вузы придут более подготовленные абитуриенты, было бы наивно.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533