English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXIII-ая конференция

О гуманитарном и естественнонаучном познании в образовательном процессе

Карякин Ю.В.

Томский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск. E-mail: art-39-1@yandex.ru

1  стр. (принято к публикации)

В исследовании представлен технологический аспект управления познавательной деятельностью в обучении. Цель исследования – эксплицировать сходства и различия гуманитарного и естественнонаучного познаний в образовательном процессе для поиска методов управления познавательной деятельностью учащихся в соответствии с обнаруженными различиями.

Методологической основой исследования является системный анализ онтологической составляющей названных методов познания в компаративно-различительном представлении с ориентацией на усовершенствование традиционных методов постановки образовательных процессов. Предполагается вывод суждений о механизмах гуманитарного и естественнонаучного познаний в образовательном процессе высшей школы на основе привлечения к их выводу современных представлений от биологии, психологии, логики в рамках онтогенетической (биопсихосоциальной) парадигмы образования[1]. Обращение к современным результатам от биологии и психологии позволяет представить процесс познания предметов научных дисциплин в новой формации. Корневое отличие этой формации от традиционной педагогической заключается в презентации понятия как конституирующего элемента содержания учебной дисциплины.

Сопоставление механизмов гуманитарного и естественнонаучного мышления выявляет принципиальные различия их по двум признакам: по форме и по направленности проникновения в предмет познания. Для гуманитарного мыщления характерна форма, несущая целостность восприятия предмета познания. Инструментом такого восприятия служит образ, транслируемый от одного индивида другому нарративно, в свободном языковом творчестве. Направленность гуманитарного познания ориентирована на предмет познания извне, она отражает взгляд стороннего наблюдателя, стремящегося познать суть предмета сквозь его образ посредством чувств, рождаемых от восприятия образа. Естественнонаучное мышление культивирует познание предмета учебной дисциплины в ином стиле. Естествоиспытатель проникает в суть предмета через обобщение эмпирического знания, стремясь раскрыть её и выразить в категории «понятие». Его мысль работает в рамках цикла, «знание – понятие», отражающего деятельностный процесс «описание – творение».

Литература

1. Карякин Ю.В. Новая парадигма образования, URL http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/329/image/329-039.pdf



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533