English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXV-ая конференция

О словарях как основе образования

Карякин Ю.В., Полонская М.С.

Томский политехнический университет, РФ, 634041, Томск, ул. Карташова, 33 - 45, e-mail art-39-1@yandex.ru, РФ, 634050, Томск, ул. Ленина, 30, mspolonskaya@tpu.ru

1  стр. (принято к публикации)

В каких ситуациях мы обращаемся к словарям? Мы ищем в них разъяснения, как следует понимать и употреблять слова. Словари помогают научиться говорить, писать и понимать речь. Словари формируют базовые знания языка, прежде они являли непререкаемый авторитет в толковании слова. Сегодня ситуация иная: словарей много, много толкований определённого слова. Исторически сложившаяся дисциплинаризация знаний формирует множественность толкований терминов. Такое положение устраивает специалистов в избранной области науки, но создаёт препятствия для тех, кто избрал свой путь в область обобщённых представлений о мироустройстве.

Для понимания проблем на пути познания, полезно помнить, что науки имеют эмпирическое происхождение. Дисциплинаризация наук формирует секторное видение мироустройства. Как фактор, упреждающий дальнейшую дискретизацию научного знания, представляется культивирование онтогенетического мышления в образовании и, в частности, в разработке словарей нового типа – концептариев. Концептарий - это собрание понятий. Каждый элемент такого собрания содержит имя понятия и его трёхкритериальную онтогенетическую дефиницию [1]. Концептуально-структурная особенность такой дефиниции – обязательное указание трёх признаков определяемого понятия: родовой принадлежности, видовых отличий и признаков происхождения.

Несколько примеров элементов концептария: аксиома – суждение, принятое научным сообществом за начальное при построении теории; бесконечность – свойство протяжённости, выражающееся в отсутствии конца; бытие – результат восприятия внешнего мира, включающий чувственный мир (материальную реальность) и духовный мир (идеальную реальность); материя – форма чувственного восприятия окружающего мира, основанная на понятии плотность массы.

Литература

1. Карякин Ю.В. Онтогенетический подход как основа инновационного образования: Монография. Томск ТПУ 2014г. 82 c. http://www.alib.ru/au-karyakin/nm-ontogeneticheskij_podhod_kak_osnova_innovacionnogo_obrazovaniya/



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533