English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXVII-ая конференция

Научно-исследовательский институт как обучающая среда для детей до 10-12 лет

Потапова Т.В., Петрова Ю.В.

Московский государственный университет имени М. В.Ломоносова, НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. Россия, 119192, г. Москва, Воробьевы горы, МГУ, тел.: (495) 9395506, факс: (495) 93993181, e-mail: potapova@genebee.msu.ru Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа№ 37». Россия, 119192, г. Москва, ул. Столетова, д.3 Тел.: (499) 739-35-21, Факс:(499)739-35-28, E-mail: 37@edu.mos.ru

1  стр. (принято к публикации)

Выдающиеся ученые и классики педагогики высоко ценили природные исследовательские стремления и наклонности у человека, а также утверждали необходимость считаться с этими человеческими качествами для полноценного развития личности ребенка и, в особенности, его мышления. В наши дни реализация подобных фундаментальных теоретических представлений в виде конкретных практических шагов представляет собой не простую, но очень интересную задачу. Положительный опыт объединения усилий ученых, педагогов и родителей с целью пробуждения у дошкольников и младших школьников интереса к постижению законов природы накоплен в последние годы в рамках специальной образовательной программы «Человек и Природа. Первые шаги». Особенно интересно в этом плане использование научно-исследовательского института как обучающей среды. Наш НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского расположен в отдельном здании школьного типа на прекрасно озелененной территории МГУ. Природный интерес детей к живым объектам положен в основу организации и проведения обучающих семейных праздников «Деревья рядом с нами», «День эколога», «День леса» и «День Земли». Обучающей средой для этих мероприятий служат многочисленные деревья и кустарники парка МГУ а также 60 видов домашних растений в светлых солнечных холлах нашего здания. Безусловно детям интересно знакомство с лабораториями, в которых трудятся ученые. У нас не так много помещений, которые можно посещать детям по санитарно-гигиеническим нормам: это оптический кабинет и комнаты с современными микроскопами. Важно, что на таких экскурсиях дети чувствуют себя желанными гостями настоящих ученых. После таких экскурсий дети охотно рассказывают о своей работе над проектами, материалы которых заботливо размещают родители и педагоги на стендовых стойках в холлах института. В прямом речевом общении с сотрудниками НИИ ФХБ, а также аспирантами и студентами родственного нашему институту факультета биоинженерии и биоинформатики дети находят живой отклик своим исследовательским мотивациям, что безусловно обогащает их внутренний мир и является бесценным стимулом к дальнейшему развитию. В организацию конференций с участием детей мы вносим такие необходимые атрибуты настоящих конференций, как регистрация с получением именных бэджей и раздаточных материалов, а также чаепитие («кофе-брэйк») и культурную программу (в виде выступлений самих детей). Конечно, наши мероприятия не могут носить массового характера, тем более, что мы внимательно следим, чтобы не обойти вниманием ни одного участника. Но для самих сотрудников института организация и проведение таких мероприятий носят характер «team building», позволяя с удовольствием неформально пообщаться друг с другом и приобщить детей к атмосфере научного творчества.

Литература:

Т.В. Потапова «Исследование природы вместе с детьми». М. Изд-во «Лазурь», 2015. 256с.

Т.В. Потапова «Человек и Природа. Первые шаги». М. Изд-во МГУ, 2020. 176 с.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533