English
!

Архив публикаций

Тезисы

XXVII-ая конференция

Корректные рассуждения при решении логических задач

Яремко Н.Н., Тихонова Н.Б.

Пензенский государственный университет, Факультет физико-математических и естественных наук Россия, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40, Тел.: (8412)56-35-11, Е-mail: yaremki@yandex.ru Пензенский государственный университет, Факультет педагогики, психологии и социальных наук Россия, 440026, Пенза, ул. Красная, 40, Тел.: (8412) 54-88-15, E-mail: tixru@mail.ru

1  стр. (принято к публикации)

Развитие у обучающихся умения строить корректные рассуждения – одна из важнейших целей изучения школьного курса математики. Особенно важны такие умения при решении логических задач. Анализ Российских и Международных олимпиадных логических задач по математике показал, что умение строить корректные рассуждения и умение делать выводы – это ключ к решению большинства таких задач. В математической логике «правило вывода называется корректным, если для каждого примера этого правила, посылки которого являются тождественно истинными, его заключение также тождественно истинно». Корректными будут доказательные рассуждения, основанные на корректных правилах вывода: заключения, отрицания, контрапозиции, силлогизма.

Как же научить школьников строить корректные рассуждения и делать выводы? Опыт нашей работы показал, что для достижения поставленной цели эффективны следующие методические приемы: дополнение текста рассуждений в соответствии с условием задачи; выбор правильного рассуждения из предложенных; сравнение различных способов рассуждений; сравнение полученных результатов с текстом задачи; выдвижение гипотез, их проверка, получение выводов и др. [1]. Примеры использования названных приемов в процессе обучения младших школьников решению логических задач можно найти в пособиях [2]. При использовании названных методических приемов, логические задачи становятся эффективным средством обучения младших школьников построению корректных рассуждений.

Литература

1. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Формирование умения рассуждать в процессе решения логических задач // Журнал Начальная школа. 2014. № 7.

2. Истомина Н. Б., Тихонова Н. Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика. Тетради для 1-2, 3 и 4 классов общеобразовательных организаций – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2019. – 64 с.

3. Селютин В.Д., Яремко Н.Н. Обучение бакалавров математике на основе понятия «корректность»: монография – Орёл: ОГУ им. И.С. Тургенева, 2019. – 184 с.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533