|
Архив публикацийТезисыXXIX-ая конференцияСетевой анализ романа «Мастер и Маргарита» М.А. БулгаковаАстраханский государственный университет, Россия, 414056, Астрахань, ул. Татищева, 20а, телефон: 8-8512-246632, E-mail: tarasevich@asu.edu.ru 2 стр. (принято к публикации)Проведен сетевой анализ структуры социальных связей в одном из самых популярных в России романов советской эпохи М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Особенностью романа является его сложная структура: роман в романе. В нашем исследовании учитывались только отношения между явно присутствующими и действующими персонажами; упомянутые персонажи, а также предполагаемые связи между персонажами не были взяты во внимание. На основе матрицы взаимодействия персонажей был построен граф, вершинами которого являются персонажи романа, а ребра – связи между ними. Взаимодействие, т.е. двунаправленное действие, приводит к тому, что в нашем исследовании социальная сеть описывается обычным, а не ориентированным графом. Самая большая компонента связности графа состоит из 153 персонажей. Для характеристики сети были вычислены центральности, такие как валентность, степень посредничества, степень близости узла, степень влиятельности. Коэффициент ассортативности рассматриваемой сети равен -0,177, что указывает на искусственность сети, таким образом, можно предположить, что популярность литературного произведения не связана напрямую с реалистичной структурой социальных связей в нем. Структура сетевых сообществ была проанализирована с использованием алгоритма Гирвана–Ньюмана и модулярности. Помимо очевидных больших сообществ — персонажей евангельской части романа, персонажей московской части романа, персонажей потустороннего мира – алгоритм также выявил более тонкую структуру в московской части романа: писательские сообщества, больница и театр. С помощью анализа центральностей была обнаружена группа главных героев. Ни Мастер, ни Марагрита не являются центральными персонажами ни по одной из мер центральностей. Несмотря на переписку М. А. Булгакова, в которой он говорил, что пишет роман о дьяволе, Воланд не является самым влиятельным персонажем ни по одной из пяти мер центральности. Написанный Мастером «Роман о Пилате», согласно сетевому анализу, следует называть «Романом об Афрании». Таким образом, эмоциональная значимость персонажа не обязательно связана с его центральностями в сети. Материалы доклада |