English
!

Архив публикаций

Особенности профессионализации высшей школы наукоградов

Швец В.И.

"Математика. Компьютер. Образование". Cб. трудов XI международной конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Ризниченко Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика", 2004. Том 1. Стр. 204-206.

В настоящее время наблюдается общий системный кризис в сфере российского профессионального образования. Единственными устойчивыми образовательными структурами в России являются наукограды. Важной особенностью наукоградов является наличие собственной серьёзной учебной базы по подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующих профилей, созданной на основе факультетов и кафедр ведущих вузов страны (МГУ, МИФИ, МФТИ, МАИ, МАТИ, МИРЭА и др.).

В городе Дубне, в частности, создано государственное образовательное учреждение Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна», который осуществляет подготовку кадров по прогрессивной системе образования, предусматривающей формирование у студентов системного мышления. В университете обучаются не только местные специалисты и молодежь, но и приезжающие из-за рубежа, а также действует аспирантура по пяти направлениям. В университете «Дубна» налажена система подготовки и переподготовки кадров, учитывающая меняющиеся в рыночных условиях потребности в квалификации и знаниях специалистов. Эта деятельность входит составной частью в созданную и успешно функционирующую в г. Дубне систему единого образовательного пространства. В основу этой модели положена концепция опережающего образования, суть которой в ориентации обучения на своевременную подготовку людей к будущему, приоритетное развитие данного сектора деятельности в городе в современных условиях.

Получение образования в наукоградах перспективно, поскольку занятия проводятся ведущими специалистами мирового уровня, владеющими современными методами и знаниями. Особенность заключается в том, что теоретическая подготовка сочетается с лабораторно-практической работой с использованием самой современной экспериментально-исследовательской базы. Обучение в таких условиях существенно повышает уровень теоретических и практических знаний студентов и качество подготовки в целом, а замкнутость научно-производственного цикла создаёт идеальную среду для подготовки высококлассных специалистов по широкому спектру научно-инженерных специальностей, которые уже при обучении могут «включаться» в рабочий процесс всех структур научно-технической сферы. При этом учитываются происходящие на научно-производственных объектах наукоградов, оборонных предприятиях весьма сложные процессы конверсии, вызывающие необходимость в существенном и многоплановом изменении профессиональной структуры кадров применительно к новым условиям, переходу на выпуск продукции гражданского назначения.

На основе развития принципиально новой системы профессиональной переподготовки высококвалифицированных кадров развивается такое направление, как расширение малого бизнеса и предпринимательства в сфере высоких технологий и приоритетных научных разработок. Наиболее продуктивной является поэтапная работа в образовательной сфере. Выделяются довузовский период привлечения молодежи в научно-техническую деятельность, непосредственно вузовская подготовка и послевузовское обучение в аспирантуре. Каждый из этапов успешно осуществляется в ряде наукоградов. Особенностью наукоградов является то, что в них создана совершенно особая атмосфера, характеризующаяся высоким научным потенциалом, общим уровнем культуры, выгодно отличающимся от многих небольших городов, интеллектуальным уровнем жителей и уже сложившимися традициями преемственности в ориентации молодежи на высокоинтеллектуальную деятельность.

Обобщённо, система образования наукоградов включает реализацию следующих основных взаимосвязанных направлений:

- переустройство системы профессионального образования;

- развитие традиционной школы;

- обучение одарённых детей;

- развитие системы дополнительного образования;

- создание единой системы детского дошкольного воспитания и образования.

Можно отметить, что в наукоградах, директивно созданных когда-то научных центрах, всё большее значение приобретает образовательная сфера. Путь от научного центра к образовательному учреждению имеет противоположное направление в сравнении с зарубежными традициями: в Европе и Америке города, похожие по типу на российские наукограды, формировались вокруг университетского центра, обрастающего лабораториями, исследовательскими институтами и производственно-испытательными объектами.

В образовательном процессе высшей профессиональной школы наукоградов следует отметить:

- особую техническую оснащенность исследовательской базы наукоградов, что дает возможность проводить на высоком современном уровне сложные системные исследования;

- проблемный метод обучения, когда на лекции выносятся не устоявшиеся аподиктические знания, а гипотетическое знание, ждущее своего разрешения.

Такой метод обучения стимулирует творческое отношение к науке с первых курсов обучения в ВУЗе. Образовательные учреждения высшего профессионального образования наукоградов пользуются популярностью среди выпускников школ, а также среди желающих получить второе образование - конкурс среди абитуриентов достаточно высокий, несмотря на сравнительно небольшую удалённость большинства наукоградов от Москвы с её многочисленными вузами.

Таковы сегодня особенности профессионализации высшей школы наукоградов.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533