English
!

Архив публикаций

Труды

XII-ая конференция

"Математика. Компьютер. Образование". Cб. трудов XII международной конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Ризниченко Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика", 2005. Том 1, 332 стр.

2. Естественнонаучное и гуманитарное образование

Ред. Евгения Александровна Солодова

Участники педагогической секции солидарны между собой в понимании ряда принципиальных вопросов, от осмысления которых зависят и выбор национальной образовательной стратегии, и отношение к нашей стране со стороны мирового сообщества. Ответственность за решение этих вопросов лежит на тех, кого называют интеллектуальной элитой страны, т.е. на ученых и работниках образования. Именно от нашей гражданской позиции зависит поступательное развитие отечественной системы образования.

Участники педагогической секции понимают всю степень ответственности за судьбы страны, лежащую на их плечах. Поэтому первостепенной задачей педагогической общественности является задача подготовки педагога – воспитателя, от профессиональных качеств которого зависит не только степень образованности будущего поколения, но и гражданская позиция учащейся молодежи.

Проблеме педагогической подготовленности преподавателя технического университета посвящена статья Ольневой А. Б. Автор отмечает, что «необходимо научно-методическое обновление содержания и форм подготовки и переподготовки преподавателей и менеджеров высшей школы», особенно в системе инженерного образования, которое «остается в Росси наиболее крупным образовательным комплексом».

Следующая в иерархии системы образования проблема — собственно обучение молодого поколения. Гражданская позиция человека, система его взглядов на природу и общество формируется в процессе обучения. Для того, чтобы сформировать действительно «систему» взглядов — мировоззрение обучаемого, а не отрывочный набор знаний, умений и навыков, надо развивать диалектическое, системное мышление. «Без этого, — пишет Л. Н. Феофанова в статье «О преподавании математики студентам сокращенной формы обучения», — невозможно решение на практике сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей».

Ни один предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании системных качеств личности. Особое значение математики в умственном развитии отметил еще Ломоносов: «Математику уже затем любить следует, что она ум в порядок приводит», — напоминает нам И. В Аксютина. в статье «Воспитание пространственного мышления у школьников при обучении математике». Поэтому подавляющее большинство статей педагогов посвящено проблемам обучения математике в школе и вузе.

Первая образовательная ступень — школьное образование. Открывает рубрику школьного образования философско-методологическая статья В. В. Черникова «Проблемы математического моделирования в средних образовательных учреждениях РФ». Проблеме понимания математики, как универсального языка моделирования процессов и явлений реального мира посвящена эта работа

Использованию современных синергетических идей в школьном математическом образовании посвящена статья Н. В. Аммосовой и Б. Б. Коваленко «Развитие творческих качеств мышления школьников посредством использования синергетических идей при обучении математике». «Самоорганизация, являясь одним из ключевых понятий синергетики, в плане образования означает самообразование», — пишут авторы. В статье приводится целый спектр задач по математике, в которых требуется глубокий анализ условия, понимание, что задача может иметь несколько вариантов решения; приведены задачи, предполагающие разные способы решения при одном ответе; задачи, требующие использования образной составляющей мышления; задачи, для решения которых требуется установление связей — внутрипредметных или между разными областями знания. Одним из выводов работы, относящимся к проблеме развития образного мышления, является вывод о том, что «иногда образ помогает сделать правильные выводы в случае, когда решение задачи многоходовое». Но именно с такими, многоходовыми, неоднозначными, задачами сталкивается человек в процессе принятия решения в сложной жизненной ситуации, поэтому тема развития образного мышления чрезвычайно актуальна.

Проблеме формирования образного мышления посвящены статьи М. И. Журавлевой и Т. С. Соболевой «О некоторых гендерных вопросах исследования психологии творчества» и И. В. Аксютиной «Воспитание пространственного мышления у школьников при обучении математике». М. И. Журавлева и Т. С. Соболева пишут о том, что «левополушарным» и «правополушарным» людям свойственны разные способы переработки информации. «В среднем, женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных способностей». И далее «…творческие способности есть врожденное свойство человека, а социальная среда необходима только для их проявления и развития». Именно проблеме развития пространственного мышления школьников в социальной образовательной среде и посвящена работа И. В. Аксютиной. Вслед за М. И. Журавлевой и Т. С. Соболевой, она пишет: «Конечно, здесь существуют определенные границы, о которых нельзя забывать: многое определяется врожденными способностями, талантом. Однако можно отметить целый набор факторов, зависящих от образования и воспитания. Это делает чрезвычайно важной правильную оценку огромных неиспользованных еще возможностей образования в целом и математического образования, в частности». В своей работе автор предлагает целый арсенал наглядных средств, начиная от простых пространственных тел до изображений на экране компьютера, служащих цели развития образного мышления школьников.

Особое место в обсуждении проблемы школьного математического образования занимают вопросы профильного обучения. Особенности содержания и структуры деятельности старшеклассников в системе профильного обучения исследуются в работе Н. Н. Семеновой и Е. Н. Эрентраут «Роль школьного курса математики в системе обучения старшеклассников физико – математического профиля».

Следующий блок педагогических работ посвящен проблемам математического образования в вузе. Открывает этот цикл работ статья Н. А. Дергуновой «Входной тест по математике для студентов специальности «социология», обучающихся в условиях уровневой дифференциации». Речь идет о том, что, перед началом методики дифференцированного обучения математике в вузе, необходимо выявить исходный уровень подготовки обучаемых. В предлагаемом исследовании разработана диагностика уровня обученности математике студентов — гуманитариев с помощью авторского входного теста.

Следующим этапом в обучении математике после определения начального уровня обученности является этап формирования высокой мотивации к обучению. Н. А. Мамаева предлагает в статье «Нестандартные задачи как средство реализации различных направлений мотивации» в качестве средства повышения мотивации к изучению математики на младших курсах вуза использование нестандартных, проблемных задач.

«О преподавании математики студентам сокращенной формы обучения» рассказывает Л. Н. Феофанова. Автор предлагает при подготовке будущих инженеров по сокращенной форме обучения с первого курса обучения в содержании математического образования использовать профессионально-ориентированные задачи, которые готовят студента к изучению спецдисциплин. В этом случае математика становится действенным инструментом в будущей практической деятельности, она используется и не забывается.

Авторский указатель : Содержание

Страницы:  

Страницы:  

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533