English
!

Архив публикаций

Труды

XIII-ая конференция

"Математика. Компьютер. Образование". Cб. трудов XIII международной конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Ризниченко Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика", 2006. Том 1, 376 стр.

2. Естественно-научное и гуманитарное образование

Ред. Евгения Александровна Солодова

Сегодня, когда система образования в России переживает переломный, бифуркационный момент – момент выбора дальнейшего пути развития, – многое зависит от нас, педагогов-предметников, стоящих ежедневно около классной доски в школе, в лицее, в колледже, в вузе. От нас зависит, с радостью ли дети, подростки, студенты будут учиться; станет ли их жизненным вектором стремление получать новые знания или нет. От нас зависит также и будет ли озарено для наших воспитанников слово «Учитель» высоким смыслом «друг, наставник, помощник» или будет ассоциироваться со словами «математичка, историчка, физкультурник».

Педагог – трудная профессия, но и очень счастливая. Несомненный момент счастья переживает педагог вуза, аспирант которого, успешно защитив диссертацию, вручает букет своему руководителю со словами: «Я Вам признателен за науку. Ваши

уроки я пронесу через всю жизнь». Ради этого момента можно пережить любые трудности.

Именно такую гражданскую позицию – позицию творца сегодняшнего образования – занимают все участники секции естественно-научного и гуманитарного образования. Общим концептуальным проблемам эволюционного развития системы образования посвящена работа Солодовой Е. А. и Антонова Ю. П. «Эволюционный подход к проблеме управления системой образования». В статье обсуждается проблема оптимального сочетания процессов самоорганизации и управления воспитательной системой образовательного учреждения с целью максимального творческого развития личности каждого обучающегося. В основе указанного подхода лежат идеи блестящего синергетика А. П. Руденко.

Традиционно в рамках педагогической секции большое количество трудов посвящено проблемам преподавания математики в школе и в вузе. Это объясняется системообразующей ролью математики в формировании способности личности к моделированию нетривиальных ситуаций, с которыми молодой человек сталкивается сегодня на протяжении всей жизни.

Развитие творческих способностей человека начинается со школьной скамьи, с детства. В статье Аксютиной И. В. «Симметрия как содержательный компонент процесса воспитания эстетических аспектов личности школьника» собран богатый методический материал, который может оказаться полезным школьным преподавателям математики.

Методике преподавания математики в школе посвящены также статьи В. В. Юриной и Ю. А. Шуклиной. Так, в публикации Ю. А. Шуклиной обсуждается методика обучения учащихся умению рассуждать по аналогии.

Статья Е. Н. Эрентраут посвящена следующей проблеме: как научить старшеклассников формулировать прикладные и практические задачи в школьном курсе математики в профильном обучении.

Следующий блок публикаций – методика преподавания математики в вузе. Развитие творческих способностей студентов разных специальностей в процессе математической подготовки обсуждается в статье Н. В. Аммосовой и И. Б. Коваленко «Синергетический подход к проблеме развития творческого потенциала студентов». В предлагаемом подходе развиваются такие важные качества личности студента, как многозначность видения, прогнозирование.

Актуальному вопросу – формированию профессиональной компетентности студентов-социологов в процессе изучения математики – посвящена работа Н. А. Дергуновой.

Среди вопросов, обсуждаемых в рамках секции естественно-научного и гуманитарного образования, важное место занимает экологическая тематика. В статье Коротковой О. В. предложены содержание, методы и формы работы со студентами по дисциплине «Экологическая этика», разработанной автором на базе междисциплинарного подхода.

Особое место среди проблем высшей школы занимает высшее военно-специальное образование, закрытость и регламентированность которого обусловливают целый ряд специфических педагогических проблем. В статье И А. Голициной «Социально-педагогическая поддержка будущих офицеров преподавателями военного вуза в процессе обучения» предлагается целый ряд мер по поддержке будущих офицеров преподавателями-предметниками, вплоть до ролевых игр, которые не только способствуют снятию кризиса, но и направлены на развитие творчества курсантов, что является отдельной проблемой военного вуза.

Такова тематика публикаций, предлагаемых секцией естественно-научного и гуманитарного образования.

Авторский указатель : Содержание

Страницы:         >>>

Страницы:         >>>

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533