English
!

Архив публикаций

Труды

XV-ая конференция

"Математика. Компьютер. Образование". Cб. трудов XV международной конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Ризниченко Ижевск: Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика", 2008. Том 1, 302 стр.

1. Естественнонаучное и гуманитарное образование

Ред. Аммосова Надежда Васильевна

В данном разделе представлены статьи, посвященные общим проблемам образования, а также специфическим проблемам как математического, так и гуманитарного образования. В последние десятилетия появились и стали активно использоваться в образовательном процессе такие понятия, как профессиональная компетентность, компетенции, синергетический подход, мультимедийные технологии и ряд других. Работы этого раздела обращаются к содержанию этих сравнительно новых понятий и связывают их с хорошо известными ранее терминами, в чем может убедиться читатель. Дадим краткий обзор работ этого раздела.

О.И. Мельникова и Н.А.Токарева в своей статье провели анализ двух основных подходов к реализации образовательных моделей обучения: модели «Знания, Умения и Навыки (ЗУН)» и модели, построенной на основе компетенций. Авторы обосновали целесообразность выбора второго подхода и предложили пути его реализации. На суд читателя представлены результаты исследования гипотезы о классификации области основной профессиональной деятельности сотрудника в форме нескольких (от 3 до 10) замкнутых производственно-технологических циклов.

Л. Н. Краснопольская рассматривает чрезвычайно важную проблему о направленности обучения и воспитания молодого поколения, ибо деятельностью подрастающего поколения определяется будущее страны. Автор предлагает некоторые наиболее значимые пути, ведущие к становлению мыслящих личностей.

Признавая, что состояние воспитательной системы в современном образовании можно считать неудовлетворительным, Е. А. Солодова строит телеологическую модель образования нынешнего дня, приводящую к выявлению тех необходимых педагогических условий, выполнение которых сегодня приведёт в будущем к прогрессивному устойчивому обществу людей, развитых когнитивно и духовно. Необходимым условием создания такого общества автор называет опережающие темпы развития фундаментальной составляющей образования, а именно, знания основных законов развития естественной природы, изучаемых в физике, биологии, химии, классической русской и зарубежной литературы, развивающей духовные основы человека, истории своего народа, формирующее понимание преемственности культуры из поколения в поколение.

В статье О. М. Топорковой описаны модель экспертного формирования состава дисциплин основной образовательной программы по направлению подготовки специалистов сотрудниками вуза (экспертами) и метод, заключающийся в создании и обработке нечетких понятий в индивидуальном оценочном пространстве, создаваемом самим экспертом. Рассматриваемый метод позволяет экспертам создавать собственное оценочное пространство, каждая шкала которого суть критерий; шкалы взвешены в соответствии со значимостью последнего.

В статье И. Н. Бабич рассмотрена возможность построения единой образовательной среды в учебном заведении на основе синергетического подхода, который выступает как проявление профессиональной компетентности учителей. Раскрыты особенности формирования образовательной среды школы, определены условия, обеспечивающие единство управления и самоорганизации участников образовательного процесса, разработаны социально-экономические, дидактические, информационные, коммуникативные, методические и др. аспекты адаптации идей синергетики в содержании образования и в процессе формирования образовательной среды

Интересна в методическом плане статья О. А. Пырковой. В ней описано использование схемы инверсионной подачи учебного материала, что позволяет вести более активный диалог с аудиторией, активизировать их учебно-познавательную деятельность, пробудить мысль обучающихся. Метод инверсионной подачи материала позволяет продемонстрировать студентам актуальность информации и восполнить пробелы в знаниях. Привлечение информационных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, усиливая творческую составляющую деятельности студентов.

В рамках работы Н. В. Аммосовой и Б. Б. Коваленко рассматриваются методические подходы, которые могут оказаться полезными при проведении учителем математики факультативных занятий. В настоящее время факультативные занятия представлены разнообразными формами: это и элективные курсы, и спецкурсы, и курсы по выбору, и профильные курсы, и углубленная спецподготовка. Их общая суть заключается в том, чтобы факультативы развивали учащихся, способствовали формированию творческих качеств личности, чтобы складывалась социально активная личность, с синергетическим мышлением, нелинейным, которая способна была бы видеть многозначность путей выхода из сложившейся нестандартной ситуации и выбирать оптимальный, чтобы по-своему заинтересовывался каждый учащийся. Однако и учителя математики, и выпускники математических отделений по педагогическим специальностям (учитель, педагог дополнительного образования) недостаточно подготовлены к проведению качественных факультативов.

В статье A. Mihajlović (MSc.), M. Egerić (PhD), M. Dejić (PhD) «Математические способности: идентификация и развитие» сербских коллег педагогического факультета в городе Ягодине изучается история исследования математических способностей у детей, начиная с инициатив Пуанкаре в конце 19 века, и заканчивая сегодняшним днём. В статье описаны оригинальные методики выявления ранних математических способностей у детей 10-11 лет, опробованные на детях из учебных заведений города Ягодина. Методика представляет собой группу из 12 заданий, которые разделены на 4 категории, выявляющие способности к: 1 – арифметическим преобразованиям; 2 – абстрактному мышлению; 3 – мышлению геометрическими образами; 4 – логико-комбинаторному мышлению. Проводится и описывается статистическая обработка полученных результатов, которые подробно обсуждаются в статье. Представляет интерес знакомство с результатами зарубежных коллег. Статья написана на английском языке, но легко читается и понимается.

Б. С. Садулаева рассматривает широкие возможности повышения эффективности процесса обучения как математике, так и информатике посредством использования межпредметных связей этих дисциплин в обучении математике, которые могут реализовываться в двух направлениях: в содержании обучения и в педагогической деятельности. Суть развития межпредметных связей математики в высших профессиональных учебных заведениях информационно-технологического профиля состоит в том, чтобы в процессе обучения математике усилить «синтаксическую» сторону изучаемых алгоритмов с целью согласования и сближения подходов к изучению алгоритмов в курсах математики и информатики. Необходимо также рассматривать модельный аспект с целью создания у студентов более полного представления обо всей технологической цепочке решения задач с помощью компьютера.

В качестве одного из средств повышения качества образования Е.А. Суховиенко, С.А. Севостьянова, Е.Н. Эрентраут рассматривают новый подход к реализации принципа наглядности в обучении, а именно, использование мультимедиа-технологий в образовании, в двух аспектах: овладение студентами компьютерной грамотностью и освоение ими методических аспектов использования информационных технологий.

Д. В. Дахин и В. М. Зеленев, придерживаясь позиции компетентностного подхода в образовании, обосновывают необходимость решения вопросов информационно-технологической компетентности будущих учителей технологии в области получения, преобразования и сбережения энергии; ими предлагается модель подготовки учителя технологии и предпринимательства.

В. В. Шеломовский делится опытом создания электронных приложений к УМК «Алгебра» для 7, 8, 9 классов автора А.Г. Мордковича для общеобразовательной школы и их использования в школьной практике. Наличие подобных разработок создает учащимся возможности для самостоятельной работы над учебным материалом. Желающие приобщиться к процессу создания современных интерактивных электронных учебников найдут для себя много полезного.

И.Ю. Харламова исследует проблемы изучения математических дисциплин студентами-гуманитариями: анализирует причины отрицательного отношения студентов к изучению математики, приводит результаты анкетных данных проведенных опросов, рассматривает средства формирования положительной мотивации к получению студентами-гуманитариями математических знаний.

А.Д. Салдадзе разработал авторский методический комплекс, который включает в себя три учебных пособия по математике: рабочую программу и методические указания, курс лекций и типовые задачи для студентов-заочников фармацевтического факультета. При этом учтены все этапы обучения за период преподавания математики на первом курсе.

Статья Л.В. Ланиной посвящена актуальной проблеме обучения математике студентов медицинских вузов, которые, как правило, не имеют должного представления о применении математических знаний и навыков в будущей профессиональной деятельности. Познавательный интерес к изучению математики развивается при помощи решения проблемных задач медико-биологического содержания, что способствует формированию профессиональной компетентности студентов-медиков. В статье приведены примеры создания статистических моделей медицинского содержания, интересных и полезных студентам-медикам. Автор отмечает, что только решение большого числа конкретных практических задач формирует квалификацию и мировоззрение специалиста по анализу данных, которое нельзя сформировать иным способом. Именно такой математик должен работать совместно со специалистом биологом или медиком. Обязательным является необходимость совместного анализа модели на заключительном этапе исследования.

Обучение студентов, имеющих речевые проблемы, требует привлечения специалистов по развитию речи и применения специальных методик. Н. Н. Иванова предлагает использование алгоритмов развития связной речи в рисунках, разработанных на основе работ Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Ж. Пиаже и принципах произвольного и непроизвольного запоминания, что приводит к быстрым положительным результатам.

Как видим, авторы затронули много важных и интересных проблем образования и воспитания подрастающего поколения: школьников, молодежи. Они дали свое видение проблем и наметили свои методические пути их решения. Мы надеемся, что работы этого раздела помогут педагогам в их профессиональной деятельности.

Авторский указатель : Содержание

Страницы:          >      >>>

Страницы:          >      >>>

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533