English
!

Доклады

Величина иллюзии Мюллера-Лайера зависит от исходного неравенства длин отрезков в ее конфигурации

Толмачева Е.А.

Институт проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, 127051, г. Москва, Большой Каретный переулок, д.19 стр. 1.

Целью работы было исследование зависимости между силой иллюзии Мюллера-Лайера и исходно заданной величиной отклонения от равенства длин составляющих ее отрезков. В исследовании приняли участие дети 7-8 лет (n=39) и взрослые 18-25 лет (n=39). Для количественной оценки силы иллюзии и точности глазомера был использован метод многократного уравнивания, реализованный компьютерным способом (Рожкова и соавт., 2005). При проведении тестирования каждому испытуемому было предъявлено 20 модифицированных конфигураций иллюзии Мюллера-Лайер на экране монитора. Исходная величина отклонения от равенства длин тестового и референтного отрезков составляла: 0, 8, 16, 24 и 40%. Тестирование проводили отдельно для каждого глаза.

Согласно полученным результатам в группе взрослых, сила иллюзии возрастала прямо пропорционально исходной величине отклонения от равенства длин составляющих ее отрезков. В группе детей усиление иллюзорного искажения в восприятии длин отрезков было обнаружено при увеличении исходного отклонения от равенства их длин от 0 до 8%, а также от 16 до 24%. Различий в проявлении этой закономерности между правым и левым глазом ни в одной из групп выявлено не было. Точность глазомера не зависела, или слабо зависела, от исходных длин отрезков. Полученные результаты свидетельствуют о том, что искажение восприятия длин отрезков в модифицированной конфигурации иллюзии Мюллера-Лайера вызвано проявлением работы перцептивного механизма монокулярной природы, работающим в соответствии с законом геометрической перспективы и связанным с механизмами константности зрительного восприятия.

Литература.

1. Рожкова Г.И., Токарева В.С., Огнивов В.В., Бастаков В.А. Геометрические зрительные иллюзии и механизмы константности восприятия размера у детей // Сенсорные системы Том 19, № 1, 2005. Стр. 26-36.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533