English
!

Доклады

Особенности реализации инновационных проектов в цифровой экономике

Николаева О.С., Минзов А.С.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Университет «Дубна»; Россия, 141980, Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, д. 19; 89157471767, nikolaeva_sdo@uni-dubna.ru; 89265650570, 926-565-0570@mail.ru

Реализуемые в настоящее время в России программы национальных технологических инициатив (НТИ) [1] и цифровой экономики (ЦЭ) [2] хотя и имеют существенное отличие в целях и задачах их реализации, тем не менее включают и общие механизмы гарантированного достижения результатов. Одним из таких механизмов является обеспечение высокого уровня инновационности всех проектов, выполняемых в этих программах. Именно этот механизм позволяет создавать и реализовывать конкурентоспособные проекты НТИ и ЦЭ. Отсюда возникает необходимость включения в систему профессионального образования программ обучения методам и технологиям разработки инновационных проектов по всем направлениям и специальностям, а также уровням и формам обучения. Надо сказать, что сегодня такая подготовка осуществляется в РФ в некоторых курсах под названием «Инновационный менеджмент», «Инноватика», «Управление инновационной деятельностью» и др., однако их содержание в значительной степени направлено на реализацию готовых инновационных идей, а не на их генерацию. Эти программы реализуются, в основном, только по направлениям менеджмента и прак-тически не включаются в учебные планы других направлений обучения.

Опыт реализации в образовательном процессе университета «Дубна» в программах магистратуры дисциплины «Методология создания инновационных проектов» показал, что существует несколько проблем, от решения которых зависит качество обучения студентов технологиям разработки конкурентоспособных инновационных проектов. К ним относятся:

1. Неумение сформулировать и описать проблему, выявить противоречия в ней и цели инновационного проекта.

2. Неумение создать (разработать) и сформулировать инновационную идею.

3. Неумение оценить возможность её практической реализации.

4. Неумение правильно оценить уровень инновационности этой идеи.

5. Неумение представить проект в форме последовательных этапов реализации.

6. Незнание экономических моделей оценки эффективности проектов.

7. Неумение оценки венчурных рисков инновационных проектов.

Эти проблемы говорят о необходимости научно-методического обоснования содержания и образовательных технологий для обучения методам разработки инновационных проектов в программах НТИ и ЦЭ.

Литература

1. Национальная технологическая инициатива URL: http://www.nti2035.ru/technology/, 2017.

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Прави-тельства РФ от 28 июля 2017 г. — № 1632-р.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533