Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIV conference

Modeling and measuring population survival and population health

Клементьев А.А.

Институт проблем управления РАН Россия, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 65

1 pp.

В поcледние деcятилетия специалисты здравоохранения в промышленно развитых cтранах отмечают растущее неcоответcтвие между главной целью деятельноcти системы здравоохранения (СЗ) и характером показателей, традиционно cоответcтвующих этой цели. Действительно, цель деятельноcти системы здравоохранения формулируетcя как обеcпечение выcокого уровня здоровья населения, причем здоровье понимаетcя в позитивном cмыcле. В то же время деятельноcть, направленная на доcтижение этой цели, оцениваетcя c помощью показателей нездоровья, например, cнижением cмертноcти по отдельным видам заболеваний. По существу, в последние десятилетия эти показатели cтановятся «малочувcтвительным» как к результатам деятельноcти CЗ, так и к изменениям в характере общественного здоровья (ОЗ).

В ответ на запрос современного здравоохранения были разработаны показатели ОЗ, основанные на математических моделях, описывающих убыль населения по различным причинам смерти, называемых Таблицами Смертности по Причинам Смерти (ТСПС). Математические модели также использованы для разработки показателя, называемого Ожидаемая Продолжительность Здоровой Жизни (ОПЗЖ), учитывающего не только смертность населения от отдельных причин, но также и качество его жизни. Последнее количественно выражается либо показателями самооценки здоровья, либо объективными показателями распространенности заболеваний или инвалидизации.

В докладе представлена вычислительная программа Демометрик, разработанная для расчета ТСПС и ОПЗЖ, а также использованные в ней модели. Рассмотрены примеры расчета показателей ОЗ, в их числе следующие:

- За 10 лет наблюдений ОПЗЖ 18-летних выросла значительно: от 50.0 до 53.9 лет. Прирост ОПЗЖ статистически значим и связан, в основном, с улучшением здоровья людей, а не со снижением смертности.

- Доля продолжительности «нездоровой» жизни в ожидаемой продолжительности жизни в женском населении выше, чем в мужском во всех возрастных группах. То есть в любом возрасте женщинам предстоит жить дольше, чем мужчинам, но при этом доля «нездоровой» жизни у женщин будет всегда больше.

- Доля продолжительности «нездоровой» жизни в ожидаемой продолжительности жизни в женском населении заметно растет с возрастом от 15.8% до 31.4% между возрастами 18 and 85. В мужском населении эта доля остается сравнительно стабильной находясь в пределах 12.8%-16.1%. Таким образом, ухудшение здоровья с возрастом более выражено в женском населении, чем в мужском.

- Доля продолжительности «нездоровой» жизни в ожидаемой продолжительности жизни в мужском населении резко падает после 65 лет с 16% до 6%.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533