Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Methodological approaches to the treatment category of “self actualization” of domestic and foreign experts

Andriadi I.P.

E-mail: andriadimgpu@yandex.ru

1 pp. (accepted)

Термин «самоактуализация» не является принципиально новым. Впервые он был сформулирован К. Гольдштейном в 1939 году, но до сих пор не потерял своей актуально-сти. Создатель теории самоактуализации А. Маслоу, заимствовал данный термин и стал использовать его в более широком смысле. Однако категория «самоактуализация» - self-actualization - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию сво-их возможностей и способностей, помимо А.Маслоу использовалась К. Роджерсом, в то время как другие психологи употребляли такие термины, как «самореализация» - self-realization или «реализация своих возможностей» - self-fulfillment (Э.Фромм и А.Адлер). Понятие «самоактуализация» получило широкое распространение как одна из центральных категорий современного гуманитарного знания. Самоактуализация как процесс и как ре-зультат имеет определенные характеристики, сопровождается «вещественными», измери-мыми поступками и достижениями. Любое достижение в процессе самоактуализации не следует рассматривать как финальное, окончательное, а лишь как новую предпосылку к росту и более высокому достижению. Проблема самоактуализации человека всегда была достаточно актуальной. А.Маслоу утверждал, что только 1% взрослого населения достига-ет самоактуализации. В настоящее время актуальность проблемы по-прежнему остается высокой, учитывая, что человек, достигший уровня самоактуализации, добивается полного использования своих талантов, способностей, потенциала. Ряд исследователей отмечают тенденцию изменения в иерархии ценностей студенчества, ценность денег уступает место ценностям здоровья, профессионального самоопределения и самореализации. Сама мен-тальная направленность устремлений показывает некоторую размытость, разбросанность представлений о главных жизненных ценностях, однако четко обозначает некое проблемное поле, на основании которого можно судить о пристрастиях молодежи. Сегодня молодежь больше ориентирована на индивидуальные ценности, однако, почти каждый шестой из оп-рошенных студентов имеет низкую осмысленность жизни и испытывает трудности при на-хождении для себя смысла в любом времени жизни, прошлом, настоящем или будущем.

Проблема самоактуализации имеет комплексный междисциплинарный характер, це-лесообразно остановиться на особенностях использования данной категории зарубежными и отечественными учёными, концепции которых дополняют друг друга, что позволяет пре-одолеть односторонность понимания существа понятия. Как показывают ряд исследова-ний, самоактуализация молодежи в большей мере связана не с ее учебной деятельностью в рамках образовательного учреждения, а деятельностью внеучебной. Что с очевидностью указывает на потерянные потенциалы образовательного процесса. Говоря о многопланово-сти, многофакторности понятия оно наиболее разработано в философском и психологиче-ском аспектах и в меньшей степени - в педагогическом. В тоже время очевидна необходи-мость конкретики его существа для педагогической поддержки самоактуализации студен-тов в образовательном процессе.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533