|
Conference publicationsProceedingsXIV conference1. Humanitarian and science educationEd. Solodova E.A., Zalyapin V.I. В национальном проекте «Образование» в качестве приоритета определены семь основных направлений, среди которых «поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования». Именно такие лучшие образцы отечественного образования представлены в разделе «Естественнонаучное и гуманитарное образование». Эти работы приобретают еще большую ценность сегодня в связи с вхождением России в европейское образовательное пространство в рамках Болонской конвенции и принятием в 2008 году нового Федерального Госстандарта Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В этих процессах важно, опираясь на общепринятые международным образовательным сообществом принципы формирования структуры и содержания высшего образования, сохранить достоинства образовательной системы России. Традиционно этими достоинствами были фундаментальность, научность и междисциплинарность. Междисциплинарность образования ведет к его избыточности по отношению к профессии, приобретаемой студентом. Степень избыточности можно рассматривать как меру устойчивости образовательной системы при изменении социально-экономических условий, которые переживает сегодня система российского образования. Этой проблеме посвящена статья Солодовой Е. А., в которой анализируются объективные причины возрастания роли междисциплинарности образования в наши дни. Принятие ФГОС ВПО третьего поколения предполагает переход на новую для России систему зачетных единиц, определяемых мерой трудоемкости образовательной программы. В статье Кропотовой Т. В. обсуждается опыт инновационной деятельности Казанского государственного университета, начатый еще в 2005 году, по переходу на систему зачетных единиц. Анализируется значимость форм организованной самостоятельной работы при использовании балльно-рейтинговой модели оценки знаний студентов. Традиционно наиболее широко в разделе освещены проблемы математического образования в школе и вузе. Математика формирует у человека способность к логическому мышлению, к моделированию реальных нестандартных ситуаций, а, следовательно, к творческому отношению к действительности. Основы таких способностей должны закладываться уже в школе. Поэтому ряд работ раздела посвящен проблеме школьного математического образования. В работе Амосовой Н. В. и Коваленко Б. Б. предлагается целый ряд нестандартных задач, способствующих развитию творчества учащихся 5-х классов в процессе формирования мыслительных операций. В статье Эрентраут Е. Н. рассматриваются разные по набору, виду и последовательности выполняемых действий маршруты для формирования знаний и умений при освоении школьного курса математики в системе профильной подготовки старшеклассников. Другой традиционный блок вопросов, представленных в разделе, посвящен методике преподавания математики для различных специальностей высшего профессионального образования. В последние годы в связи с ростом численности экономических вузов и факультетов значительно возрос интерес к формированию математической грамотности у студентов экономических специальностей. Этой проблематике посвящено две работы раздела. Так, в статье Назиповой А. Н. изложена методика проведения практических занятий по моделированию и оптимизации работы предприятий в курсе «Экономико-математическое моделирование». Отличительной особенностью таких задач является их большая размерность. В работе Распоповой Н. С. «Анализ параметров задачи линейного программирования» обсуждаются методические вопросы преподавания раздела «Симплекс метод. Теория двойственности», изучаемого на экономических специальностях. Методика преподавания математики на факультете информатики обсуждается в статье Б. С. Садулаевой. Автор обосновывает необходимость изменения акцентов в преподавании математики на факультете информатики в направлении нечисленной математики, которая базируется на логике, дискретной математике, абстрактной алгебре. Интересна работа Салдадзе А. Д. по методике преподавания математики для студентов - фармацевтов заочной формы обучения,в которой учитывается специфика медицинского ВУЗа и формы обучения, а также не очень высокий уровень знаний сту-дентов первого курса школьной математики. В статье Гайсиной А. Р. идет речь о необходимости учитывать профессиональную направленность изучения одного из основных понятий математического анализа «Непрерывность функции» для будущих преподавателей математики. Подробно изложена система построения занятий со студентами по данной теме. Особое место в разделе занимает работа Голицыной И. А., в которой обсуждается проблема математического образования в высшем военно-учебном заведении. Статья посвящена выявлению проблемных зон в обучении математике курсанта – первокурсника. Предложены методы корректировки таких проблемных зон, способствующие социализации личности курсанта – первокурсника.
Редактор раздела Солодова Евгения Александровна
В связи с предполагаемой реструктуризацией образования и переходом отечественной высшей школы на многоступенчатую систему обучения (бакалавр – магистр – специалист – … ), на первый план выходит проблема не столько утилитарного научения студентов некоторым стандартным навыкам сколько, в первую очередь, придание образованию роли образующей и формирующей современное научно-техническое мировоззрение компоненты. При этом задачи организации учебного процесса, его научно-методического обеспечения и технологической поддержки играют центральную роль. Общее универсальное образование, получаемое бакалавром, должно быть надежным фундаментом образования специального, предоставляя студенту возможность быстрого освоения новых приемов и методов решения прикладных задач, возможность постижения и приложения всего (может быть и не изучавшегося специально в ВУЗе) арсенала средств и методов современной науки. Совершенно очевидно, что подобная перестройка образовательного процесса связана в свою очередь с пересмотром традиционных методик обучения и технологий преподавательского труда. Однако в этом направлении в последние годы сложилась парадоксальная ситуация – развитие материальной базы образовательного процесса значительно опережает методические достижения преподавательского корпуса. Зачастую возможности, предоставляемые современными компьютерами и построенном на их базе учебно-лабораторным оборудованием, не находят достойного применения в образовательной практике. Построение и использование новых технологий обучения, предусматривающих широкое внедрение в учебный процесс компьютерных технологий – повсеместное использование тренажеров, компьютерных учебников и пособий, тестирующих программ и т.п. позволят значительно усовершенствовать труд преподавателя и решить задачу разумной и эффективной организации учебного процесса. Все эти и многие другие проблемы широко обсуждались как на стендовой сессии прошедшей конференции, так и на пленарных и секционных заседаниях. Оргкомитет отобрал для публикации в сборнике трудов наиболее яркие и содержательные работы, в которых, по нашему мнению, адекватно представлено современное состояние проблемы. В первую очередь это анализ очень интересного и содержательного опыта дистанционного образования, представленный в работе Л.Н. Посицельской, Н.А. Горбачевой и К.А. Николаевой, а также обсуждение нового качества образования, возникающего в результате подобного обучения. Работы Зацепина М.Ф. и Капустиной О.М. об использовании среды универсального пакета Mathematica для решения задач механики и Хотомцевой М. А., посвященной проблемам создания электронного учебника в среде пакета МathCad, достаточно традиционны, но интересны конкретным наполнением. Достоинством предлагаемых подходов является их открытость для преподавателя – авторы демонстрируют среду, в которой преподаватель по своему усмотрению может строить процесс изучения материала как методически, так и технологически по своему усмотрению. Нельзя при этом не отметить, что широко известное пособие Н.А. Сливиной и А.И. Плисса об использовании среды пакета МathCad для проведения математического практикума, как по содержанию, так и по методике пока остается непревзойденным. В этом же идейном ключе, но на совершенно иной технологической основе построена блестящая работа Шеломовского В.В., представляющая собой электронный тренажер-задачник по планиметрии и стереометрии для школьников. Заслуживает внимания работа Осюхиной А. Н. и Ширкова П. Д. о дистанционных методиках совместной деятельности учеников и их наставников, и работа Мамалыги Р.Ф. и Селивановой О.А. о новых идеях в тестировании. Несколько особняком в обсуждаемом контексте проблем стоит работа М.М. Шварцмана, представляющая собой философско – методологическое осмысление взаимодействия образовательного пространства, социально-экономических отношений и информационно-коммуникативной среды. Надеемся, что все работы, представленные в нашем разделе, окажутся полезными широкому кругу читателей.
Редактор раздела Заляпин Владимир Ильич Search |