English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Размышления о стиле

Баранцев Р.Г.

Санкт-Петербург, 195256, а.я. 59

2  стр. (принято к публикации)

Стиль – понятие скорее гуманитарное, чем математическое. Художественным стилем интересуются искусствоведы и дизайнеры, поведенческим – этологи и этнологи, творческим – психологи и философы. В зависимости от подхода стиль трактовался по-разному: инструмент упорядочивания, принцип организации, механизм регуляции, знак детерминации и т.д.. Попытки характеризовать стиль через способы, методы, подходы, нормы, принципы, образцы, каноны и т.п. не привели к достаточно общей дефиниции этого “хитрого” понятия. Проблема стиля стала всё больше походить на проблему целостности, тоже не решаемой через формализацию. Понимая стиль как целостность образной системы мыслительных и выразительных средств человека, мы тем самым связываем это понятие с характерными свойствами личности. «Стиль – это человек», - смело заявил Жорж Бюффон на заседании Французской академии 25 августа 1753 г. Почувствовав динамичность этого понятия, К.А.Свасьян связал его с процессом самоосуществления человека в приобщении к смыслу жизни, и продолжил мысль Бюффона словами «Стиль – это человек, которого нет, но который ищется, чтобы быть».

Термин “стиль” не поддаётся строгому определению, но любой математик – тоже человек, особенно, если работает в сфере образования. И в его творческой деятельности формируется свой стиль, столь же индивидуальный, как почерк. Труды А.Н.Колмогорова, В.И. Смирнова, А.Т. Фоменко различаются по стилю не меньше, чем по содержанию. Чем ярче личность, тем сильнее звучит голос стиля. Так, в сфере искусства о личности автора выразительно говорит разящая фраза Андрея Платонова, дерзкая фантазия Сальвадора Дали, волшебная мелодия Моцарта. Интуитивное представление о человеке часто складывается по одному характерному слову, жесту, поступку. Достаточно вспомнить образы, которые создали Олег Ефремов в фильме «Три тополя на Плющихе», Евгений Урбанский в «Балладе о солдате», Олег Даль – в любой роли. Стиль своеобразен, потому что выдаёт образ своей целостности. Задача образования – в том же русле: формирование внутреннего образа внешнего мира. В триаде выразительных средств человека «понятия-образы-символы» стиль доминирует через “эмоцио”. И если биоэтнос, согласно Л.Н.Гумилёву, характеризуется поведением, то нооэтнос, видимо, будет характеризоваться стилем.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533