English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Об особенностях управления системой образования в условиях направленного информационного шума

Лисьев Г.А.

455001, Россия, г. Магнитогорск, ул. Первомайская, д. 26, кв. 82

1  стр. (принято к публикации)

Проблемная ситуация, в которую включена система образования России характеризуется следующими аспектами: 1) значительная неравновесность в экономическом развитии регионов и отраслей экономической деятельности России, которая порождает неравновесные потоки и эффекты самоорганизации в образовательной системе [1]; 2) детерминированная зависимость от текущих и стратегических решений правительства страны и региональных управляющих систем; 3) высокая инерционность, обусловленная необходимостью регенерации в системе «производства» основных интеллектуальных навыков: чтение, письмо, основы математики и логики; 4) повышающийся уровень «открытости» системы влиянию мировых образовательных систем и решений «мировых центров управления»; 5) растущее количество «паразитных» и «нестандартных» информационных связей, искажающих статистическое отображение системы.

Информационные связи и потоки в современных условиях порождают следующие эффекты. 1. Эффект ликвидации или сильного ослабления демпфирующих факторов, обусловленных временными (пространственными) задержками управляющих и/или информационных сигналов. Это может породить «гонку сигналов» или «неуправляемое» состояние. В этом случае управляемая подсистема, понимая «неразумность» управления просто переходит в режим «самоуправления». 2. Эффект «участия»: большой объем связей между отдельными социальными и/или экономическими агентами, которые могут быть в пределе рассматриваться как полный граф («каждый связан с каждым»), или как гиперграф, когда можно выделить группы (страты), имеющие ребра-связи «одинакового» характера между подмножествами активных агентов. 3. Эффект «гипноза»: принятие и реализация решений происходит в условиях "направленного" и "полиморфного" информационного шума.

В докладе рассматриваются возможные модели демпфирования и/или управления различными видами информационных шумов.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533