English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Мотивация и ее значение в процессе адаптации курсантов

Новиков Ю.Е., Новикова А.С.

Россия, Москва, Китайгородский проезд 9/5

1  стр. (принято к публикации)

Стремление к достижению, потребность в самовыражении может стимулировать дальнейшее разворачивание процесса адаптациии, конечным результатом которого будет некоторое сверхнормативное состояние, что является высшей ступенью адаптации. Движущей силой, позволяющей стремиться к новому состоянию, является некий мотив. Основные мотивы, реализуемые индивидом в процессе адаптации, иерархически выстроены: избегание разрушения - сохранение нормального функционирования - достижение возможного оптимизма - развитие и усовершенствование. Доминирующий в настоящий момент мотив определяется исходным состоянием системы. Например, если индивид находится в состоянии дезадаптации, то доминирующим мотивом в большинстве случаев будет мотив избегания разрушения. Мотив сохранения становится главенствующим, когда нарушается уже имеющееся равновесие, например, при резком изменении условий среды. Мотив определят возможное конечное состояние. Так, если ведущим является мотив избегания разрушения, то трудно говорить об эффективности и самовыражении. Таким образом, ближайшая цель определяется доминирующим мотивом, который, в свою очередь, зависит от исходного состояния систем.

Мотив определят возможное конечное состояние. Так, если ведущим является мотив избегания разрушения, то трудно говорить об эффективности и самовыражении. Таким образом, ближайшая цель определяется доминирующим мотивом, который, в свою очередь, зависит от исходного состояния систем.

Как мы уже выяснили, важнейшими составляющими психолого-педагогического обеспечения являются мотивация учения (в частности, моделирование ситуации успеха), работа по социально-психологической и педагогической адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе.

Эффективное обучение не возможно без создания соответствующей мотивации, которая должна иметь как энергетическое, так и направляющее значение, чтобы определять внутреннюю активность личности в процессе обучения за счёт принятия целей и задач учебной деятельности как личностно значимых для обучаемых. Мотивация - это соотнесение целей обучения с потребностями, запросами, интересами личности, а также осознание возможностей их достижения.

Мотивообразующих явлений известно в психологии достаточно много.

К ним относятся:

а) усвоение смыслового механизма преподносимых знаний о деятельности;

б) общесоциальные мотивы, побуждающие заниматься данным видом учебной деятельности, исходя из социальной значимости данной профессии, т.е. зависящие от ее престижа в обществе;

в) профессиональные мотивы, побуждающие воинов осваивать конкретные учебные дисциплины, которые для них профессионально значимы, т.е. необходимо обучающему убедить курсантов, что без этих знании он не состоится как профессионал;

г) познавательные мотивы – опора на интерес, который может вызвать у слушателей данная область знаний, логика поиска предмета;

д) мотивы социальной идентификации, обуславливающие зависимость мотивации от групповых факторов учебной деятельности;

е) утилитарные или прагматические мотивы, зависящие от того, что дадут обучаемому эти знания, что он будет иметь благодаря им в нынешней своей жизни, в ближайшей и последующей перспективе.

Потребность в достижении успеха может формироваться у обучаемых специалистов несколькими путями.

Первый (основной) – моделирование психогенных факторов (трудностей) профессиональной деятельности в процессе подготовки. При этом обязательным условием успеха является непременно успешное преодоление трудностей, определяемых психогенностью каждого фактора деятельности, моделируемого индивидуально с точки зрения его целеполагания, даже если он планируется в комплексе с другими факторами одновременно.

Второй путь – это тренинг достижения успеха путём формирования у обучаемых положительного отношения к неудаче при выполнении конкретных действий. Обязательным условием успеха в данном случае является особое отношение обучаемо к неудаче, как к очередному этапу самосовершенствования, который представляет собой ещё один, в общем-то, обычный шаг профессионального роста, исключающий при этом всякий дискомфорт. Через несколько таких «шагов» наступает вполне закономерный успех, который может показаться даже неожиданным.

Уровень развития потребности в достижениях успеха у курсантов может проверяться в ходе профессионального психологического отбора с учётом специфики предстоящей профессиональной деятельности с помощью теста «Адаптивность», других методик, в ходе наблюдения за выполняемыми элементами действий и уровнем психической напряженности как при этом, так и после завершения действий.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533