English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Конструирование учебного пособия по математике для студентов гуманитарных факультетов

Щербакова М.А.

Россия, г. Хабаровск, 680000 Ул. Карла Маркса 68, каф. Математики

1  стр. (принято к публикации)

Зачем изучать математику студентам гуманитарных факультетов? Ответ на этот вопрос достаточно подробно изложен в современной печати. Несмотря на множественность подходов к организации процесса обучения математике студентов гуманитарных факультетов, все ученые выделяют три цели обучения математике: обогащение интеллекта, формирование элементов математического мировоззрения (А.Л. Жохов, Е.В. Шикин), освоение профессионально-значимых математических методов (Т.А. Гаваза, А.А. Соловьева, С.В. Матвеева). Существующие учебники по математике представляют собой «…не учитывающий никакой «гуманитарной специфики» куцый и формальный слепок программы профессионального математического образования...» (Н.Х. Розов). Мы полагаем, что необходимо перейти от традиционного подхода (при котором все учебники представлены по типу краткого справочника и сборника задач с решениями) к психодидактическому подходу, учитывающим особенности состава и строения ментального опыта студентов гуманитарных факультетов. М.А. Холодная пишет: «способность к саморегуляции интеллектуальной деятельности – важнейший ресурс интеллектуального роста человека». Для того чтобы студент мог управлять работой своего интеллекта, мы должны научить его: планировать свою интеллектуальную деятельность; предвосхищать результаты своей деятельности; оценивать собственные знания в предметной области; предотвращать и искать собственные ошибки; аргументировать свои «интеллектуальные поступки» (т.е. объяснять, почему он сделал то или иное действие). Отметим особенности разрабатываемого нами учебного пособия по сравнению с традиционными пособиями. Во-первых, учитывается специфика гуманитарного познания. Во-вторых, предполагается максимальная вовлеченность студента в работу с пособием, обеспечиваемая созданием смыслового пространства. Это делается с тем, чтобы студент имел возможность усваивать математические понятия в более широких мировоззренческих и межпредметных связях. В-третьих, вместо задач используются обучающие задания. В-четвертых, особая роль отводится заданиям на формирование произвольного контроля.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533