English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Моделирование генезиса содержательных форм в творческом коллективе

Зозуля О.Ю.

450081, Уфа, ул. Российская, д. 17/2, кв. 48

1  стр. (принято к публикации)

Существует «единственный путь восприятия искусства: через содержательные формы – к духовному общению с создателем произведения» [1]. Содержательные фор-мы – это не только формы сознания (образы и знаки), но и формы родной природы, а также стереотипы поведения людей и их отражение в памяти – энграммы, являющиеся формами «коллективного безсознательного» по К. Юнгу [2]. Изучение процесса гене-зиса содержательных форм – одна из фундаментальных проблем культурологии [3].

В работе предложена трехмерная логико-семантическая модель понятия «генезис содержательных форм», в которой представлены разные виды содержательных форм и основные направления осмысления их культурогенеза: палеокультурное направление, отражающее процессы зарождения содержательных форм культуры; этнокультурное направление, учитывающее особенности развития содержательных форм культуры конкретных народов; психолого-культурологическое направление, представляющее процесс вхождения субъекта в мир культуры и культуротворческой деятельности; тео-ретико-информационное направление, характеризующее процесс генерации новых культурных форм на основе известных содержательных форм природы и культуры.

Мир природы и мир культуры – источники, из которых коллектив молодых ху-дожников черпает образцы и образы, сравнивая их с собственными представлениями о реальном мире и переосмысливая их в процессе своего творчества. Коллектив рассмат-ривается в работе как творческая среда, в которой создаются новые культуросообраз-ные и природосообразные содержательные формы искусства. Показывается, что куль-турогенез творческой индивидуальности молодого художника становится поступатель-ным, если содержательные формы его произведений находят адекватный отклик в близком ему творческом коллективе.

Литература.

1. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Зна-ние, 1981. – 96 с.

2. Зозуля О.Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в усло-виях профильного обучения изобразительной деятельности. – Магнитогорск: МаГУ. – 143 с.

3. Бондарев А.В. От генетики культуры к культурогенетике: гомологические ряды отечест-венных теоретических поисков 1920-х – 1990-х гг. // Второй российский культурологиче-ский конгресс. Культурное многообразие – от прошлого к будущему. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 / www.spbric.org.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533