English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVII-ая конференция

Образ как средство реализации мировоззренческой компоненты образования в процессе обучения физике гуманитариев старшей средней школы

Еремин В.С., Винникова О.Н.

394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 Тел.: (4732)61-29-79, E-mail: vsescien@comch.ru

1  стр. (принято к публикации)

Реалии дня таковы, что в не физико-математических образовательных профилях вместо полноценного курса естествознания естественнонаучный блок представлен сум-марными четырьмя часами занятий в неделю по физике, биологии и химии. В такой си-туации сформировать у учащихся начала современного научного мировоззрения очень сложная задача. Тем не менее, такая задача актуальна, и аргументы здесь прозрачны.

Опыт работы показывает, что выход из такой нелепой, но реальной ситуации ле-жит через перевод содержательной части школьной физики для «не физиков» в плос-кость формирования представлений об основах естественнонаучной картины мира, ко-торая по своему назначению как раз и является принципиально мировоззренческой. Учитывая, что содержание естественнонаучной картины мира есть ответы на вопросы о сущности таких фундаментальных физических понятий, как материя, пространство-время, движение, взаимодействие, каузальность мира, а также космологические пред-ставления [1] , то такое изменение акцентов в содержательной части школьного курса физики никоим образом не является заменой курса физики на курс естествознания. Ес-ли использовать при этом, в основном, образно-философский язык изложения учебного материала, то «не физику» такая школьная физика будет понятна и близка.

В основу методологии использования информационного образа в исследовании содержания заявленных сложных и многозначных понятий материального мира положено обращение к эмпирическому опыту ученика. Однако, этот процесс не ограничивается только поиском адаптационных моментов восприятия сложного. Здесь через метод динамического погружения ученика в содержание исследуемого понятия с явно выраженным биполярным информационным подходом возможен результат обучения сложному именно на личностном, то есть мировоззренческом уровне. Апробация тако-го подхода даёт явно выраженный положительный результат не только для курса школьного естествознания [2], но и курса школьной физики для гуманитариев.

Литература:

1. В.В. Свиридов Концепции современного естествознания. Учебное пособие.  2-е изд.  СПб.: Питер, 2005., С.288-289.

2. В.С. Ерёмин, Л.А. Битюцкая О результатах апробации курса «естествознание» для 10 – 11 классов // Естествознание в школе, №2 2006, С.39-43.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533