English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIX-ая конференция

Окказионализмы в творчестве С.А. Есенина

Щербакова У.Д.

МО, Дмитров, ул.Космонавтов, д-2, кв.41

1  стр. (принято к публикации)

Данная работа представляет собой структурно-семантический анализ стихотворений С.Есенина в разные периоды творчества, что является предметом изучения. Цель исследования: определить смысл использования окказиональных слов в стихотворениях поэта, которые обусловливают идиостиль художника слова. Поставлены четкие задачи: 1) познакомиться с творчеством Сергея Есенина; 2) выявить и описать окказионализмы, находящиеся в стихотворениях С.А.Есенина с позиции структурно-семантического анализа; 3) определить способы и приёмы их использования в творчестве поэта. Автор работы выдвинул гипотезу: окказионализмы в творчестве С.Есенина определяют степень художественности, семантическое и стилистическое своеобразие произведений поэта. Данная тема интересна своей актуальностью: при изучении творчества С. Есенина многие совершают ошибки, относя диалектные слова и неологизмы к собственно окказионализмам. В работе четко определены границы между неологизмами, диалектизмами и окказионализмами. Изучив специальную литературу (23 источника), выработаны параметры исследования, в основу которых положены не только лингвистические данные об окказионализмах, но и поэтическое представление о созданных образах. В процессе поиска, наблюдения, анализа лирических произведений систематизированы и обобщены используемые авторами художественные средства. Колокольчик среброзвонный,/Ты поешь? Иль сердцу снится?/Свет от розовой иконы/На златых моих ресницах. В стихотворении «Колокольчик среброзвонный…» продолжается игра звуков. В нем мы слышим наиболее выразительный лексический окказионализм первой степени. Лирическому герою слышится дорогой сердцу звук. Это не простая мелодия, а чистые, тонкие, чудесные звуки. Данный окказионализм создаёт яркий и красочный художественный образ. А в окне на сени скатые,/От пугливой шумоты,/Из углов щенки кудлатые/Заползают в хомуты. В произведении описывается раннее утро, что-то не получается у матери с ухватами на кухне, старый кот осторожно крадётся к махотке, поднимают возню куры. Все эти действия совершаются осторожно и тихо, но в целом создаётся непроизвольный шум, который Есениным называется «пугливой шумотой». Шумота – это звуки во время какой-то суеты, осторожной и пугливой. Этот семантический окказионализм в иниконтексте необходим для сохранения ритма стиха. В работе четко прослеживается структура и сделаны выводы, соответствующие поставленным целям и задачам. Исследуемая тема также имеет прикладное значение. Она может быть использована в качестве дополнительного материала к урокам литературы, при подготовке к экзаменам как по русскому языку, так и по литературе, а также в качестве элективного курса по русскому языку.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533