English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Высокие гуманитарные технологии в педагогике

Копытова Н.В., Солодова Е.А.

Россия, 103074, г. Москва, К-74, Китайгородский проезд, 9/5

1  стр. (принято к публикации)

В настоящее время в мире развивается VI технологический уклад, связанный с созданием новой медицины на основе нанотехнологий, с развитием робототехники, новых биотехнологий, высоких гуманитарных технологий. Высокие гуманитарные технологии – это технологии сознательно проектируемого воздействия на общество. Примерами высоких гуманитарных технологий являются технологии связи с общественностью (PR), с экспертным сообществом, технологии «цветных революций», рефлексивное управление, социальные сети, блоги.

Высокие гуманитарные технологии породили когнитивные технологии. Когнитивные технологии – способы и алгоритмы достижения целей субъектов, опирающиеся на данные о процессах познания, обучения, коммуникации, обработки информации человеком и животными, на представления нейронауки, на теорию самоорганизации, компьютерные информационные технологии, математическое моделирование элементов сознания. Понятно, что развитие когнитивных технологий неразрывно связано с развитием педагогики, как науки об обучении, коммуникации, обработки информации человеком.

Уже наметились горизонты VII технологического уклада, который будет проходить под лозунгом enhancement of man – расширение человека. Это – ещё более продвинутый этап развития высоких гуманитарных технологий. Необходимость расширения человеческих возможностей ощущается уже сегодня: например, для того, чтобы понять ход доказательства теоремы Ферма, нужно прочитать 10000 страниц математического текста. Это означает, что математик-теоретик, закончивший мехмат МГУ в 21 год, должен ещё несколько лет штудировать математическую литературу и может приступить к собственной творческой деятельности только к 30-ти годам. Однако, известно, что наиболее плодотворный возраст для математика-теоретика - до 30 лет. Ещё хуже дело обстоит с медициной. По данным американских исследователей, врач – нейрохирург приступает к самостоятельным операциям только к 40 годам, когда и острота зрения снижается, и рука не так тверда, как в 30 лет.

Один из путей расширения возможностей человека связан с увеличением продолжительности жизни на основе достижений в геномике и в исследовании стволовых клеток.

Другой путь – педагогический, путь, связанный с поиском экономичных педагогических технологий, позволяющих осуществлять информационное сжатие постоянно растущего объёма информации. Одной из таких эффективных технологий является технология, в основе которой лежит синергетический способ освоения знания, а именно, использование трансдисциплинарного аспекта синергетики.

Действительно, синергетика является имманентно трансдисциплинарной методологией, поскольку выявляет генеральные метафоры, имеющие фундаментальное познавательное значение. Например, понятие нелинейности в синергетике имеет мировоззренческий смысл. Действительно, если школьник усваивает синергетическую истину о том, что только в нелинейных системах возможно появление нового качества, в то время, как в линейных системах изменяется лишь мощность системы, её количественные характеристики, то этот школьник поймёт и процесс эволюции живой природы, и невозможность сведения целого ряда нелинейных задач к линейным, и отсутствие в реальном мире, собственно, линейных систем. Таким образом, возникают базовые мировоззренческие, методологические понятия, имеющие фундаментальное значение для всех предметных областей, а, следовательно, возникает естественное сжатие информации.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533