English
!

Архив публикаций

Тезисы

XX-ая конференция

Новые методические подходы к изучению литературных произведений в общеобразовательном учреждении

Есина И.Ю., Астафуров В.И.1

Россия, 140009, Московская обл., Люберецкий район, д. Марусино, ул. Заречная, д. 24, Детский дом «Надежда»

1Россия, 123182, г. Москва, ул. Щукинская, д. 40, ФГУП НТЦ РХБГ ФМБА России

1  стр. (принято к публикации)

Неотъемлемой частью образовательного процесса является духовное и эстетическое воспитание учащихся. Без соразмерного духовного развития не может быть сформирована полноценная личность, способная к адекватному решению поставленных обществом сложных социально-политических и производственных задач. Методики преподавания должны способствовать формированию у учащихся творческого мышления, исследовательских навыков, образной речи и конструктивной памяти. Для развития таких личностных качеств оптимальным является использование проблемного, исследовательского подходов к обучению, при которых перед учащимися ставят задачи, требующие творческого решения.

Наиболее эффективной организационной формой работы на уроках литературы является дифференциация учащихся с образованием малых психологических групп (МПГ) с учётом интеллектуальных и психологических особенностей личности каждого учащегося. Небольшой состав таких групп (4-8 человек) способствует формированию устойчивой обратной связи между учителем и учениками и позволяет значительно продвинуться в сторону индивидуального обучения. Творческое взаимодействие учителя с учащимися стимулирует интерес детей к изучаемому предмету, раскрывает и развивает их интеллектуальный потенциал и способствует более детальному изучению учащимися литературных произведений. Групповому методу работы присущи такие факторы, как взаимопомощь, альтруизм, раскрытие творческого потенциала учащихся с внушением надежды на лидерство в решении поставленной задачи (завоевание и укрепление определённого статуса). Работа в малых группах способствует оптимизации межличностных отношений и развивает умение пользоваться литературными источниками, работать с книгой и Интернетом.

Вовлечение учащихся в творческий процесс изучения литературных произведений формирует базовые этические и ценностно-духовные знания, являющиеся фундаментальной основой для принятия подрастающим поколением в дальнейшем выводов и решений, направленных на гуманизацию и прогрессивное развитие общества.

В докладе представлены разработанные авторами и апробированные на уроках литературы в старших классах общеобразовательных учреждений города Москвы методики изучения литературных произведений на основе использования метода МПГ.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533