|
ДокладыО циклах познания в образовательном процессеТомский политехнический университет, Россия, 634050, г. Томск. Тел. (3822) 701777-1191, E-mail: art-39-1@yandex.ru В нашем сообщении речь идёт исключительно о том, как человек реализует свою природную потребность познания в образовательном процессе, в частности, высшей школы. Почему мы говорим о циклах познавательной деятельности учащегося? Отнюдь не потому, что наблюдаем их в реальном учебном процессе, а потому, что наши исследования и разработки направлены на то, чтобы они проявились отчётливо, чтобы познавательные циклы стали явленным инструментом учительского творчества. Как этого достичь? – И просто, и невероятно сложно. Просто потому, что надо приставить к одной очевидной половинке цикла другую, и сложно потому, что эту вторую надо разглядеть. Первая половинка, это традиционная направленность педагогического воздействия на учащегося в форме потока информации о предмете изучаемой науки. Вторая – это естественный импульс восприятия новостей об изменяющемся мире, направленный индивидом вовне. Образ мира индивида – здесь ключевое понятие. В нём отражается весь опыт контактирования индивида с внешней средой, а конструктивными элементами образа являются понятия, которые суть статистически оформленные следы контактирования. В согласии с современной психологической трактовкой восприятия как двунаправленного процесса взаимодействия индивида с объектами внешней среды с задающей ролью исходящего импульса мы отдаем инициативу в таком взаимодействии индивиду, точнее – его образу мира. Последнее означает, что в познавательном процессе человек более склонен творить, нежели «фотографировать» сотворённое. Из этого следует, что традиционный стиль «давать знания» не согласуется с природной предрасположенностью человека познавать мир в манере творения. Для того чтобы открыть дорогу импульсу познавательного творения, необходимо, обратить внимание на «познающий орган индивида» – его образ мира. Преподавателю необходимо иметь представление о его структуре, знать какими понятиями он наполнен. Непосредственное сопряжение предмета дисциплины с образом мира учащегося возможно при некотором необходимом числе понятий в образе мира, актуальных для сопряжения с базовыми понятиями учебной дисциплины. Методически преподаватель должен располагать при организации учебных взаимодействий деревом понятий предмета своей науки [1]. Литература 1. Карякин Ю.В. Процесс образования в высшей школе: парадигмальность, концептуальность / Ю.В. Карякин, Е.А. Тунда. –LAP LAMBERT Academic Publishing. – Germany, 2014. 301стр.
|