English
!

Архив публикаций

Тезисы

XVI-ая конференция

Активизация познавательной деятельности учащихся гуманитарных специальностей посредством использования элементов занимательности при преподавании математики

Харламова И.Ю.

Саратовский юридический институт МВД России, каф. Информатики, Россия, 410034, г. Саратов, ул. Соколовая, 339,Тел.: +7(845-2) 37-92-07, факс +7(845-2) 64-27-77, e-mail: iii2605@yahoo.com

1  стр. (принято к публикации)

Чаще всего выражение «Недостаточное содержание компенсируется избыточной формой» употребляется исключительно в негативном значении. Но всегда ли это так уж плохо? Действительно, в отличие, например от студента мехмата, студента-гуманитария очень трудно заинтересовать только содержательной стороной математи-ческого курса, ибо он изначально уверен, что математика – это сложно, скучно и по-ступал-то он как раз в гуманитарный вуз, чтобы быть подальше от математики.

И здесь на помощь могут прийти элементы занимательности. «Занимательность (но не развлекательность) это сильный прием… в создании мотивации интерес всегда имеет приоритет над прагматикой – человек готов тратить значительные усилия на ус-воение совершенно интересного, хотя, быть может, и бесполезного знания, но как трудно заниматься каким-либо делом только из осознания его необходимости!» (А.Г. Гейн «Введение в профессию «учитель информатики» – http://inf.1september.ru, 26.05.07).

Для того чтобы сделать занимательными практические занятия по математике для студентов гуманитарных специальностей автор использует традиционные игровые ме-тодики и разрабатывает собственные, одна из которых – «академбой». В этом случае группа разбивается на команды. Суммарный балл команды складывается из следующих составляющих: а) оценка правильности представленных письменных решений; б) «защита» задач у доски; в) «нападение» на защитника.

При чтении лекции автор так же использует различные элементы занимательно-сти – это и анекдоты, рассказанные по теме, это и элементы оформления презентации (например, использование встроенных клипов), и небольшие конкурсы (например, кто быстрее найдет ошибку). Занимательной может быть и сама форма лекции (например, чтение лекции вдвоем с «подсадной уткой»). При такой подаче материала студенты становятся гораздо активнее, им психологически проще задавать вопросы и усвоение материала протекает намного успешнее, что подтвердил анализ остаточных знаний по материалам лекции (методика лекции вдвоем использовалась на установочной лекции для студентов-заочников, анализ остаточных знаний проводился через год).

Конечно занимательность – внешний фактор, который не в состоянии обеспечить полного успеха деятельности. Но в то же время занимательность может снять равноду-шие, а это в работе по активизации мыслительной деятельности факт немаловажный.



© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533